Правильный выбор профессии школьниками является первым и наиболее значимым шагом на пути карьерного роста. Однако, как выбрать подходящую профессию школьнику, который не успел ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками той или иной сферы деятельности и не успел ответить на вопрос: сумеет ли он со своими способностями реализоваться именно в этом направлении? Как же сделать выбор профессии для учеников именно их выбором? Школьника можно лишь заинтересовать. 29 января – 2 февраля 2018 года в стенах СибГУ им. М.Ф. Решетнева проходит масштабное профориентационное мероприятие для старшеклассников Красноярского края – 27 Зимняя политехническая школа-симпозиум «Мы будущее России».
В течение недели ребята проводят исследования, ставят эксперименты, обрабатывают и оценивают свои результаты, участвуют в профессиональных лекториях, многочисленных конференциях по различным направлениям. По каким? – спросите вы. Мы вам с удовольствием расскажем.
Основная идея данного трека – показать школьникам возможности современных систем искусственного интеллекта на примере нейронных сетей и других систем искусственного интеллекта.
Как отмечает руководитель трека Жуков Леонид Александрович в рамках данного направления школьники знакомятся с учебно-лабораторной базой университета, научными направлениями факультета, развивают свою творческую активность, научный интерес к техническим знаниям. «В процессе работы мы знакомим ребят с современными архитектурами ЭВМ и методами обработки информации; рассматриваем особенности работы параллельных систем, разных видов нейронных сетей, других видов систем искусственного интеллекта; выполняем учебно-исследовательскую работу с использованием готового программного обеспечения и специальной технологии использования нейронных сетей» .
Здесь участники трека работают в химических лабораториях университета, знакомятся со специализированными приборами, посудой и оборудованием, которых нет в стенах общеобразовательных школ, приобретают новые навыки и компетенции. В этом году был сделан упор на проектную деятельность, где основным преимуществом является работа школьников руками: под присмотром преподавателей они самостоятельно проводят опыты, получают химические вещества, учатся оформлять свою работу и фиксировать ее. «Хочу отметить, что программа, которую мы предлагаем в рамках нашего трека, очень высокого уровня: опыты шире, сложнее и сравнимы с теми, что проводят студенты-химики первых курсов обучения. Но все же уровня подготовки ребятам хватает для плодотворной работы здесь. А если же они чего-то не знают, то не проблема заполнить пробелы» , - отмечает руководитель трека Косицына Анна Сергеевна, доцент кафедры органической химии и технологии органических веществ, кандидат химических наук .
Как говорит Мазуров Никита, ученик 10 класса лицея № 1 , данный трек он выбрал не случайно: «Я являюсь учеником специализированного класса по химии и биологии, и когда наш учитель предложил принять участие в данной школе-симпозиум сомнений по выбору направления не было. В школе, к сожалению, мы не работаем с установками, у нас есть только базовые пробирки и небольшое количество различных химических веществ, а тут мы сможем провести многоступенчатую химическую реакцию. Это, безусловно, полезный опыт» .
«Технологическое предпринимательство»
Данный курс построен следующим образом: сначала участники работают по теме «командообразование», затем рассматривают основы формирования старт-апов и основы поиска эффектов в тех идеях, которые они сами могут придумать. Далее следует работа в группах по поиску и продвижению идей, где школьники демонстрируют свои знания в области экономики.
«Основная задача, которую мы для себя видим в работе с ребятами – расширить для них горизонты, независимо от того, кем они станут. Современный мир таков, что им придется заниматься технологическим предпринимательством, искать пути улучшения жизни, адаптироваться к тем технологическим изменением, которые сейчас очень быстро происходят. Наша задача сделать так, чтобы они были мотивированы к поиску идей собственного бизнеса, чтобы они сознательно подходили к выбору профессий и, что более важно, к развитию собственных компетенций, построенных на активной жизненной позиции» , комментирует руководитель трека Мельникова Елена Викторовна, заведующая кафедрой экономики и организации отраслей химико-лесного комплекса .
Старовойтова Юлия, воспитанница школы № 30 11-го класса : «Я выбрала данный трек, потому что мне близка эта тема и участвую в школе уже второй год. Я была на различного рода бизнес-тренингах, но здесь мне нравится гораздо больше, так как программа более информативная и интересная и вся наша работа выстроена по принципу интерактива» .
«Физика»
В рамках данного трека участники слушают лекции разноплановой тематики: «Физика и жизнедеятельность человека», «Пространство и время», «Основные законы природы, их связь», «Основы космологической концепции», «Физические методы исследования биологических объектов» и другие, участвуют в викторинах. Как отмечает руководитель трека Юшкова Евгения Юрьевна, доцент кафедры технической физики, кандидат физико-математических наук , в физике очень важен эксперимент, поэтому организаторы предлагают ребятам мини-исследования, где они работают в группах, кульминацией которых станет конференция по результатам проведенных исследований. Так же ребята посетят интерактивный музей науки «Ньютон парк».
Кофинов Владислав, одиннадцатиклассник школы № 76 говорит, что выбрал именно этот трек, так как хотел расширить свои знания в области физики: «В рамках школы мы познакомились с разделом «Биофизика», которого в школьной программе нет и, соответственно, до настоящего момента я еще не рассматривал физику с данного ракурса. Именно в этом и заключается огромный плюс подобных мероприятий. Организаторы дарят нам возможность не только прокачать свои знания, но и получить новые, которые пригодятся в будущем» .
Данный трек включает в себя блок лекционных, практических и творческих занятий. Именно здесь ребята постигают основы эргономики, принципы и приемы эргономического исследования, его связь с другими науками; изучают понятия пользовательского интерфейса, психологии взаимодействия человека и компьютера; знакомятся с современными информационными технологиями поддержки принятия управленческих решений и многое другое.
«Реализовывая нашу программу, мы хотим способствовать развитию алгоритмического мышления у школьников, развитию их познавательного интереса к информатике. Тем самым мы стараемся развивать творческий подход при выполнении практических заданий, совершенствовать навыки использования компьютерных технологий и многое другое» , - отмечает руководитель трека Гриценко Екатерина Михайловна, заместитель директора института информатики и телекоммуникаций по учебно-методической работе .
«Волшебный мир психологии или познай себя»
В течение недели для ребят организована работа по 4 площадкам разного формата, где в процессе прохождения материала они знакомятся с актуальными проблемами современной психологической науки, начиная с общих аспектов. Ребята затрагивают такие темы как «Познай себя», «Внутренние и внешние коммуникации» и многое другое. Также для абитуриентов организаторы разработали тренинг на весьма актуальную тему «Уверенность в себе», благодаря которому они смогут найти ответы на следующие вопросы: «Кто я?», «Какой я?» «Какими ресурсами я обладаю?» «Я как субъект профессиональной деятельности». Руководитель трека Ливак Наталья Степановна, заведующая кафедрой психологии труда и инженерной психологии : «Мы не даем им готовых шаблонов и ответов, мы только их направляем, поддерживаем и подводим к тому, что они начинают размышлять и задумываться. Очень часто те же самые профессиональные образы нарисованы из вне и часто случается так, что ребята до конца не понимают сути и содержания той или иной профессии. А такие интерактивные и познавательные инструменты дают им возможность понять, как это устроено на самом деле» .
«Микроорганизмы – объекты биотехнологии»
На данном треке ребята изучают грибы, вирусы и бактерии, основные методы микроскопирования и культивирования. По итогу ребятам предстоит сделать доклад на проблемные темы различного характера: ГМО, биологически активные вещества, стволовые клетки, генная инженерия, вакцины. «Наибольший интерес у ребят вызывает тема вирусов, культивирования съедобных грибов, генная и клеточная инженерия» , - отмечает руководитель трека Литовка Юлия Александровна, доцент кафедры химической технологии древесины и биотехнологии, кандидат биологических наук .
Подведение итогов XXVII Краевой зимней политехнической школы-симпозиум «МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ» состоится 2 февраля 2018 года, где будут определены победители в командном и личном первенстве. Грамоты победителей будут учитываться в качестве индивидуальных достижений абитуриента при поступлении в СибГУ им. М.Ф. Решетнева.