«Рожаем пупсиков, а они выходят из-под контроля»: 10 вопросов психологу о школьных агрессорах

Людей нужно готовить к родительству со школьной скамьи, считает психолог Лариса Суркова
Многим детям не хватает общения с родителями
Родители не могут сами защитить детей в школе
Фото: static.ngs.ru


Людей нужно готовить к родительству со школьной скамьи, считает психолог Лариса Суркова

Кровавые драмы в российских школах вскрыли сразу несколько проблем: недостатки в системе образования, слабый контроль за насильственным интернет-контентом, семейные конфликты. Пожалуй, тише других звучат важные вопросы о том, как быть тем, кто постоянно находится рядом с потенциальными преступниками.


Эхом поножовщины в пермской школе , где двое подростков напали на четвероклашек и их учительницу, стала разборка девятиклассников в школе под Челябинском . Тоже с ножом. К счастью, жизни единственного пострадавшего в челябинском инциденте ничего не угрожает. Как распознать в ребенке надвигающуюся бурю и остановить её, пока не случилось беды? Об этом в интервью Сети городских порталов рассказала кандидат психологических наук, мать пятерых детей, автор блога @larangsovet в Instagram Лариса Суркова.


— Насилие в школах — современная проблема? Или раньше его было не меньше?  


— Объективно на этот вопрос ответить нельзя. В современных школах этого насилия много за счет того, что есть постоянные примеры для подражания: кто-то выкладывает в сеть видео избиения одноклассников, а остальные хотят повторить, так же прославиться. Этот тренд никак не блокируется, довольно часто остается безнаказанным. Психологов в школах сократили. И никто не задумывается, почему происходят подобные инциденты, их не разбирают. 


— По каким причинам дети становятся агрессивными?  


— Причин много, но главная в том, что у нас всё общество нагружено огромным количеством психологических проблем. Мы находимся в постоянной борьбе, стремимся быть не хуже всех. Довольно часто эта борьба распространяется и на детей: очень хочется, чтобы ребенок ничем не отличался от других и чтобы у него всё было. Причем под «всё» подразумевается в первую очередь материальный достаток. Родители всё чаще забывают о душах, об умах детей, не уделяя им свое время. Именно с позиции качества, а не количества. Можно находиться рядом с ребенком, но при этом не быть вместе с ним: не общаться, не интересоваться его мыслями и делами. Конечно, все проблемы начинаются не в подростковом возрасте, все идет из раннего детства. Просто к подростковому возрасту все накопленные проблемы превращаются в один большой снежный ком. 


— Есть ли надежная профилактика отклонений в психике у детей? 


— Единственная надежная профилактика — это подготовка родителей. Людям надо со школьной скамьи объяснять, что такое ребенок, каково жить с ребенком, какие чувства он испытывает. У нас родители этого не знают. Они рожают себе пупсика, который к трём годам перестает подчиняться им, и начинаются проблемы. У нас является нормой физическое насилие по отношению к детям, хотя, казалось бы, мы живем в современной стране. Насилие со стороны родителей рождает насилие в ребенке.

Многим детям не хватает общения с родителями

— Когда стоит обязательно показать ребенка психологу, на какие особенности в поведении обратить внимание, чтобы не прокараулить беду? 


— Психологу имеет смысл нанести визит после первого класса и в 10–12 лет. Если ребенок закрывается, если много времени сидит отрешенным от вас, не общается с вами, агрессивен, огрызается, постоянно швыряет предметы, делает другие вещи, которые вызывают у вас внутреннюю тревогу — всё это повод для похода к психологу. Можно сказать, что так ведут себя все подростки, но лучше перебдеть. 


— Допустим, проблемы с психикой ребенка становятся очевидными, понятно, что он агрессивен, и недалеко до взрыва. Что предпринять его родителям в такой ситуации? Изолировать ребенка от общества? 


— Иногда и стоит изолировать, но родитель не может этого решить сам, без помощи специалиста. Обязательно нужно обращаться к психологам, психиатрам. И очень хочется верить, что вернут психологов в школе, именно как службу, у которой будет время наблюдать за детьми и анализировать их поведение. 


— Известно, что один из молодых людей был зачинщиком нападения на пермских школьников, второй — попал под его влияние. Есть ли способ оградить ребенка от чужого влияния?


— Единственный способ — быть для своего ребенка бОльшим авторитетом, чем тот человек, который оказывает влияние. Авторитет зарабатывается с самого рождения ребенка. Очень важно выстраивать доверительные отношения, показывать положительный пример. Авторитет — это прежде всего личный пример. Невозможно требовать от ребенка «ты должен вырасти хорошим человеком», когда это говорит пьяный папа, играющий в «танчики». 


— Если в классе есть очевидный агрессор, из-за которого страдают другие дети, как родители могут их защитить? 


— Родителям сложно защитить ребенка, потому что их нет в школе и объективно они не видят ситуацию. Такие проблемы, как в Перми, должны выявлять педагоги. Но сейчас школы превращаются в непонятную субстанцию с большим количеством письменных отчетов. У педагогов остается всё меньше времени для работы с детьми как с личностями. И всё же школу нельзя исключать из жизни ребенка.

Родители не могут сами защитить детей в школе

— Детский омбудсмен РФ Анна Кузнецова рассказала, что родители школьника, устроившего поножовщину в Перми, уже обращались за помощью в социальные органы, но всё, что там сделали — выписали им штраф. Получается, если сами родители не в состоянии справиться с агрессией ребенка, им никто не может помочь? Насколько эффективны институты социальной защиты и профилактики насилия, которые есть в России? 


— Я думаю, правильнее говорить, что их нет. Опека, комиссии по делам несовершеннолетних — это карательные органы, у них нет задач помочь семье.


— Какими взрослыми вырастают агрессивные дети? 


— Это непредсказуемо. Есть понятие в психологии — компенсация ( механизм защиты психики, позволяющий человеку самостоятельно преодолевать негативные качества. — Прим. ред. ). Агрессоры могут компенсироваться самостоятельно, осознать свои недостатки и исправиться или жизнь их поломает. Я бы не стала делать предположений относительно того, каким вырастет агрессивный ребенок. 


— Стоит ли молчать, когда происходят такие трагедии, как в Перми, или про них надо говорить как можно громче, чтобы остановить их распространение?  


— Об этом надо говорить, но без деталей и подробностей, как это делается сейчас в СМИ. Чересчур много подробностей: как зашли, как обошли охрану, какое оружие использовали, — все это является инструкцией для тех, кто вздумает повторить. Ведь эти парни — вроде как «герои», их по телевизору показывают, обсуждают. Как правило, взрослым это кажется глупым, но подростковый кризис такой — странный.

 
По теме
За выжигание сухой травы предусмотрен штраф - МЧС России Согласно Правилам противопожарного режима в России, правообладатели земельных участков (собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих,
МЧС России
Не игнорируйте зубную боль! - Министерство здравоохранение Врач-стоматолог Богучанской районной больницы Вадим Валентинович Федотов рассказывает о том, насколько опасно откладывать поход к врачу при зубной боли: - Зубная боль - сигнал организма о том, что что-то не так.
Министерство здравоохранение
В музей - за вдохновением! - Таймырский краеведческий музей Уже несколько дней в нашем музее происходит настоящее чудо. Музейная экспозиция буквально оживает, начинает играть новыми красками, превращается в художественные шедевры.
Таймырский краеведческий музей
Предварительные прослушивания в ГИТИС пройдут в Иркутске - Newslab.Ru МТС объявила о проведении совместно с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС — при поддержке министерства культуры Иркутской области мастер-класса и предварительных прослушиваний абитуриентов из городов При
Newslab.Ru