Где найти средства для бюджетов городов, районов и сельсоветов, как выдержать баланс между доходами и расходами и не попасть в долговую яму? Эти проблемы обсуждались в ходе совместного выездного заседания комитета по бюджету и экономической политике и секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края по вопросам межбюджетных отношений.
Важна обратная связьМероприятие проходило в селе Казачинском — административном центре Казачинского района. В нем приняли участие главы муниципальных образований северных территорий, а также представители исполнительных органов власти края и Федеральной налоговой службы.
Открывая заседание, председатель профильного комитета и секции Егор Васильев отметил, что вопрос о повышении бюджетных доходов, оптимизации расходов и ведении грамотной долговой политики регулярно поднимается на различных площадках. Формат выездного заседания позволяет получить обратную связь, услышать голос территорий и узнать о проблемах, с которыми приходится сталкиваться органам МСУ при реализации поставленных задач.
Затем слово было предоставлено главе Казачинского района Юрию Озерских. Он рассказал, что численность населения в этом муниципальном образовании составляет около 10 тысяч человек. Исторически основным занятием здесь было сельское хозяйство и лесная промышленность. Наибольшие показатели в этих сферах были зафиксированы в советские годы. Сейчас прежних объемов производства нет, но люди продолжают работать и в АПК, и в ЛПК. Юрий Евгеньевич выразил надежду на то, что рабочая встреча будет способствовать качественному решению социально-экономических задач, стоящих перед краем и муниципалитетами.
Особый статусС основным докладом выступила первый замминистра финансов края Ирина Пастухова. Она рассказала о реализации планов мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и долговой политике в регионе и муниципальных образованиях северной группы районов.
«Начиная с 2017 года Министерство финансов РФ придает этому документу особый статус , — подчеркнула Ирина Леонидовна. — Реализация планов прописывается в соглашениях с субъектами Федерации и ставится на контроль. Более того, теперь требуется показывать достижение показателей и экономию средств, и все это будет проверяться».
На краевом уровне план делится на три части. Во-первых, это рост доходов, который предусматривает совершенствование законодательства, работу с крупнейшими налогоплательщиками, повышение качества администрирования налоговых доходов, управление земельно-имущественным блоком. Во-вторых, это оптимизация расходов, которая включает в себя совершенствование системы закупок, оптимизацию сети бюджетных учреждений, повышение качества государственных услуг и финансового управления, установление нормирования расходов на органы власти. Третье направление — совершенствование долговой политики. Здесь основными задачами являются грамотное и качественное управление долгом, поддержание безопасной структуры долгового портфеля.
Итоги реализации краевого плана в 2017 году дали следующие результаты. Рост собственных доходов составил 11,4 млрд рублей, дополнительные средства из федерального бюджета получены в размере 18,6 млрд, дефицит краевой казны уменьшился, бюджетные кредиты были реструктурированы. Кроме того, внедрена автоматизированная система бюджетного процесса.
«Мы теперь видим расходование средств муниципальными образованиями в режиме онлайн» , — отметила Ирина Пастухова.
Общая динамикаПосле этого первый замминистра финансов рассказала о реализации муниципальных планов в 2017 году. Все они, по ее словам, сделаны по схеме краевого плана. МСУ ставили перед собой такие же задачи, но на практике многое выполнить не удалось: некоторые муниципалитеты завысили свои ожидания по доходам, в результате чего возникли необеспеченные обязательства и, как следствие, рост долга.
В то же время есть территории, на которые следует равняться в части достоверности плана по доходам. К ним Ирина Леонидовна отнесла Лесосибирск и Норильск, а также Казачинский и Пировский районы. При этом в качестве образца она поставила Норильск, который, несмотря на самодостаточность, скрупулезно относиться к своим доходам и очень эффективно ими управляет.
Что касается снижения численности работников органов МСУ, то эффект произошел обратный: Туруханский район нарастил штат на 100 единиц, Норильск — на 228, Богучанский район — на 12, Северо-Енисейский — на 83.
По кредиторской задолженности есть позитивные моменты, она в целом снижается. Вместе с тем некоторые территории продолжают ее наращивать, в частности Енисейск, Енисейский, Мотыгинский и Кежемский районы.
В отношении динамики муниципального долга по большей части происходит снижение. Здесь Ирина Леонидовна похвалила Северо-Енисейский, Туруханский районы и покритиковала Богучанский, Мотыгинский, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский.
«У Федерации появились новые требования. Наш бюджет рассматривают только как консолидированный. И теперь нам предстоит делать финансовую оценку на трехлетний период — сколько будет сделано в рамках реализации плана. Без этого документ приниматься не будет. Поэтому над недостатками в планировании нам придется серьезно поработать», — отметила Ирина Пастухова и привела в пример такие недоработки, как формальный подход, декларативный характер некоторых положений и отсутствие контроля.
Непаханое полеОсобо было сказано об увеличении доходной базы муниципалитетов. По словам докладчицы, в 2017 году в местные бюджеты направлено 122 млрд рублей. Из них 84,5 млрд — это поступления из краевого бюджета (при этом большая часть денег — целевые средства, субвенции и субсидии); 37,4 млрд — налоговые и неналоговые доходы территорий. Порядка 55% процентов поступлений составляют платежи физических лиц.
Непосредственно влиять органы МСУ могут на четвертую часть в структуре своих доходов. В частности, речь идет о едином налоге на вмененный доход, земельном налоге, налоге на имущество физических лиц, об аренде земли, продаже имущества и активов. Больше всего резервов скрыто в увеличении налоговой базы.
«14,5 тысячи земельных участков в крае имеют регистрацию, но не облагаются земельным налогом, потому что данные в информационной базе отражены некорректно , — подчеркнула первый замминистра финансов. — А ведь это ваши специалисты должны проверять данные, и тогда вы будете получать налоги с этих участков. 277 тысяч объектов недвижимости не включены в налоговый оборот. Либо они не имеют инвентаризационной стоимости, либо некорректно отражаются в Федеральной информационной адресной системе. Мы два года уже говорим, чтобы вы отработали базу. Если вы этого не сделаете, эти объекты выйдут из-под налогообложения».
Также Ирина Леонидовна посетовала на огромный объем недоимки — порядка 854 млн рублей. Из них 32% — от начисленных налогов. И это только объекты, которые есть в реестре.
Отдельного разговора заслуживает работа по вопросам аренды муниципальной земли. Порядка 124 тысячи договоров заключено органами МСУ. Разбег в цене аренды в крае колоссальный — от двух до семисот тысяч рублей за гектар. Понятно, что интерес рынка к земле разнится, тем не менее Ирина Леонидовна рекомендовала изучить эту тему.
«К сожалению, на местах учет договоров аренды ведется плохо , — заявила она. — Бывает так, что в администрациях не знают ни того, сколько их заключено, ни цену вопроса. Но ведь за этим нужно следить, это ваши источники доходов. У муниципалитетов есть нормативно отрегулированные рычаги, которыми они могут пользоваться, и здесь непаханое поле для работы».
Ирина Пастухова сообщила, что по поручению врио губернатора минфин провел оценку эффективности органов МСУ в части работы с имущественным комплексом и легализации заработной платы. Анализировались четыре блока вопросов: актуализация сведений в ФИАС, уточнение сведений в ЕГРН, земельный контроль и легализация заработной платы. Первое место разделили Минусинск и Краснотуранский район, третье занял Северо-Енисейский район, четвертое — Минусинский район, пятое — Лесосибирск. Наименее эффективно ведется работа в Ирбейском, Богучанском, Назаровском, Туруханском и Козульском районах. В дальнейшем такая оценка будет проводиться ежеквартально.
В завершение Ирина Леонидовна сообщила, что в ближайшее время планируется централизация процессов по управлению земельно-имущественным комплексом муниципальных образований. Таким образом, будет создана единая автоматизированная система по управлению имуществом, основанная на информационной платформе.
Информация готовится к публикации.
15 июня 2018 г. Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края Пресс-релиз № 349 (10945)