31 августа 2018 года экспедиция ученых СибГУ им. М.Ф. Решетнева под руководством доцента кафедры технического иностранного языка Института социального инжиниринга (ИСИ) Александра Гончарова отправляется в низовья реки Енисей для проведения гидрографических исследований. Экспедиция продлится до 1 октября.
Экспедиция проводиться в рамках стратегического проекта Опорного университета Красноярского края «Геоинформационная система «Енисей-Арктика», который реализуется в 2018-2020 годах. Исследование организовано при поддержке Красноярского краевого отделения Русского географического общества и Университета Тромсё – Арктического университета Норвегии.
Ученые СибГУ им. М.Ф. Решетнева будут исследовать акваторию Енисея – в районе устья реки и Енисейского залива. Специалисты изучат дно и составят батиметрические карты [карты рельефа дна – прим. жур.] с помощью гидроакустических приборов. Позже эти карты будут собраны в единую географическую информационную систему (ГИС). Данная ГИС будет полезна не только для обеспечения нужд судоходства, но и позволит получить точные сведения относительно геологии дна Енисея и Енисейского залива, прогнозировать геоморфологические изменения донных отложений.
« Пески на дне реки подвижны, в связи с этим меняется расположение мелей, а также возникают и исчезают небольшие острова, что создает проблемы для судоводителей. ГИС на базе новейших подводных съемок позволит экипажу судов значительно облегчить свою работу », – рассказывает Александр Гончаров.
Помимо этого, ученые исследует и антропогенные объекты на дне реки. В 2015 году учеными университета под руководством Александра Гончарова был найден английский корабль «Феникс» в Осиновской системе на Енисее (расположена за п. Ворогово в Туруханском районе Красноярского края). В 2016 году в устье реки Сальная Курья удалось найти английскую шхуну «Темза», которая затонула в 1876 году. Командовал ею знаменитый английский капитан Джозеф Виггинс.
« На территории Красноярского края проходит Северный морской путь. Он начал использоваться примерно с XVII века, однако с точки зрения подводной археологии практически не изучался. Кроме найденных нами ранее английских кораблей, мы надеемся изучить и затонувшее южнее Диксона советское судно, которые во время Великой отечественной войны подверглось нападению немецкой подлодки. В будущем для этого мы планируем использовать разрабатываемый нами подводный беспилотный телеуправляемый аппарат », – говорит Александр Гончаров.
В настоящее время уже существует прототип робота, который проходит испытания. Он будет работать по принципу квадрокоптера, только под водой. « Подводный аппарат, над созданием которого сейчас работает наш коллектив, будет дешевле западных аналогов и может быть использован для проведения ремонтно-технических работ судов, например, для «Норильского Никеля», активно использующего северный морской путь, или для «Енисейского речного пароходства », – добавляет Александр Гончаров.
В конце 2018 года будут представлены первые модели геоинформационной системы. А в 2020 году планируется запустить ГИС как для компьютеров, так и в мобильной версии, чтобы любой желающий мог посмотреть, что находится на дне Енисея.