Необходимо вернуть в детские сады и школы медиков и на государственном уровне заняться восстановлением школьной медицины, считает федеральный координатор партийного проекта «Здоровье - детям», депутат Госдумы от «Единой России» Дмитрий Морозов. Об этом он заявил на круглом столе, организованном «Российской газетой» накануне Московского конгресса педиатров.
В России 15 миллионов школьников. По нормативам на каждую тысячу учеников должен приходиться врач, на 500 человек - медсестра. Иными словами, в школах каждый день обязаны находиться 15 тысяч врачей и 30 тысяч медсестер. На деле нет и половины, пишет «Российская газета».
Почему? Медикам невыгодно работать в школе: зарплаты мизерные, а льгот никаких. Учитель может получать льготную пенсию, школьный медик с таким же стажем - нет. И льгот, как другие медработники, они тоже не имеют. Школа не имеет права запросить из поликлиники справку о состоянии здоровья своих учеников. И если школьник стоит где-то на учете, педагогов никто об этом извещать не станет. Получить лицензию на медицинский кабинет школе сейчас практически невозможно. Стоматологические кабинеты рекомендовано закрыть.
- В одной из школ, где мы обсуждали проблемы медицины, директор говорит мне: «Сейчас я вам что-то покажу». Отодвигает шкаф, как в «Буратино», за ним дверь. А там шикарный оборудованный стоматологический кабинет. «Нам сказали выбросить, но я все сохранил и мы ждем лучших времен», - рассказал на круглом столе Дмитрий Морозов.
И, наконец, уж самое удивительное: педагоги и медработники, даже если они и есть в школе, по закону (!) не имеют права оказывать первую помощь. Им дозволено только позвонить родителям и вызвать «скорую».
- Сейчас мы работаем над законопроектом о первой помощи. Надо менять ее в отношении школы. Надо дать возможность оказывать первую помощь тем, кто находится с детьми - и учителям, и медикам, - убежден Дмитрий Морозов.
Он считает, что надо вернуть в школу и стоматологическую помощь. В детском возрасте 90 процентов работы врача - профилактика кариеса и отслеживание стоматологического здоровья. Можно доверить это и частным врачам, прописав обязанности и условия.
Как ни парадоксально, врач в школе лечить и оказывать первую помощь не может, зато по закону «Об образовании» учитель обязан отслеживать состояние здоровья учащихся и анализировать несчастные случаи.
- Каким способом это может сделать педагог? Ему что, надо доучиться в мединституте? Разве виноват учитель математики, что школьник споткнулся на лестнице? Как педагог может отвечать за это? - возмущается Морозов.
Объединение с детскими садами и укрупнение школ привело к тому, что нагрузку врачу увеличивают в два раза.
- Врачу обычно дают 2 тысячи детей, а платят полторы ставки. Причем иногда туда водят детей с нарушениями в развитии, но, тем не менее, штат медиков не увеличивается, - говорит заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Ирина Рапопорт.
Она считает, что очень важно точно определить нагрузку и штат медработников. Разумный выход: одно здание - один медик. Пока это сделать трудно. И не только потому, что нет кадров. Школа, даже если состоит из пяти зданий и объединенных учебных заведений, становится единым юридическим лицом. И несколько ставок медработников на это юрлицо никак не предусмотрено.
Так что с точки зрения медицинского обеспечения холдинги, где собраны 4 - 5 школ и 6 - 7 детских садов, далеко не самый лучший вариант. Кстати, в селах ситуация со школьной медициной лучше, чем в городах. Во-первых, там здания школ, как правило, стоят рядом с больницами или поликлиниками - это требовали старые нормативы строительства. А во-вторых, в селах действует программа открытия фельдшерско-акушерских пунктов. И открываются они обычно недалеко от школ и детских садов.
- Я знаю прекрасные детские сады, где есть и колясочники, и дети-аутисты. Все там хорошо, а вот с медиками проблема. Родители могли бы быть тьюторами для своих детей, но пока на это нет разрешения минобрнауки и минздрава. А нам хотелось бы получить поддержку. Считаю, что ни в коем случае нельзя закрывать коррекционные школы, надо восстановить специальный статус коррекционным детским садам, - уверена член комитета Госдумы по образованию и науке, единоросс Алена Аршинова.
В коррекционных садах и школах совсем другой расчет нагрузки медиков, расходы бюджета на детей там гораздо выше.
Понимая, что без медиков в садах и школах с инклюзией не обойтись, некоторые директора делают все возможное, чтобы не брать особенных детей. Еще из детсадовских проблем: в последние годы активно шло строительство новых зданий садов с хорошими бассейнами. Построили. А что дальше?
- Куда бы я ни пришла, педагоги говорят: «Нужны медсестры, чтобы отслеживать санитарные вопросы, связанные с работой бассейна». А сестер либо нет, либо они не обучены новым обязанностям, - пояснила депутат.
По словам Алены Аршиновой, многие родители и учителя считают, что надо законодательно закрепить в правилах приема в школу обязательную вакцинацию детей хотя бы от дифтерии, столбняка, коклюша, краснухи и особенно от туберкулеза. И школьный медик должен все это контролировать.
Особое внимание надо уделить частным садам и школам. Формат государствено-частного партнерства у нас пока только развивается. И если обычной школе трудно найти общий язык с поликлиникой и пригласить медика, то что уж готовить о частной?
Возникает вопрос: если так сильно поменялись обязанности медиков в школах, может, нужна особая специальность в вузах - школьный врач? Эксперты рассказали, что сейчас по заданию минздрава готовится профессиональный стандарт специалиста по оказанию медпомощи в образовательных учреждениях.
Кстати
В пяти регионах, в том числе в Ульяновской, Смоленской областях, запущен пилотный проект по школьной медицине. Есть первые успехи. О них тоже расскажут завтра на конгрессе педиатров.
Источник: «Российская газета»