Следи за собой, будь примером,

Красноярский край лидирует в Сибири по количеству погибших и пострадавших детей на дороге. В ряде случаев причиной трагедии является невнимательность или роковое стечение обстоятельств. Но чаще всего это пробелы в воспитании. Ребенка просто не научили элементарным правилам, как вести себя на дороге.

Печальное лидерство

По данным краевого управления ГИБДД, в прошлом году в Красноярском крае погибло 19 детей, травмы получили 516 несовершеннолетних. Каждое восьмое ДТП в крае происходит с участием детей. При этом регион является печальным лидером не только в Сибири, но и в России. В стране наш край занимает девятое место по количеству аварий с участием детей до 16 лет, а по числу погибших – шестое место.

Также стремительно растет количество происшествий с детьми-пассажирами.

 В прошлом году зарегистрировано 200 подобных ДТП, в них погибло 12 детей, 215 – травмировано. Полицейские фиксируют значительный рост таких аварий в Красноярске, Железногорске, Лесосибирске, Минусинске, Бородино, Емельяновском, Уярском, Шушенском, Казачинском, Абанском, Ужурском и Ирбейском районах.

За первые два месяца 2017 года в крае зарегистрировано 47 ДТП с детьми. Семь детей погибли, и 46 получили травмы.

Учат в школе

После каждого дорожного происшествия с ребенком инспекторы выясняют причины случившегося. Причем «копают» не только на месте самой аварии. Проверяются школа, окружение подростка, как с ним работали педагоги, что ему объясняли родители.

Что касается школ, то, на первый взгляд, там уделяется внимание профилактической работе по безопасному поведению на дороге. Есть стенды с информацией о правилах движения, проводятся инструктажи по ОБЖ. Правда, по словам полицейских, не во всех учебных заведениях методические разработки по основам безопасности отвечают требованиям педагогической науки. Бывает, что не учитываются психологические аспекты воздействия на ребенка, изменения в правилах. Не везде эта тема обсуждается на родительских собраниях.

В ГИБДД отмечают, что до сих пор не разработаны критерии оценки эффективности обучения, полученных знаний и навыков. Подросток с определенного момента является не только пешеходом, но и «водителем» самоката, велосипеда, скутера… И даже во дворе ему приходится быть полноправным участником движения – здесь тоже ездят машины.

– Основной акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение детей на улицах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, типов железных дорог, перечня имеющихся дорожных знаков для водителя. Такие сведения остаются мертвым грузом в сознании ребенка, несмотря на желание педагогов заставить детей механически запомнить непонятную им информацию, – говорит исполняющий обязанности начальника УГИБДД ГУ МВД по Красноярскому краю Алексей Членов . Нужно отметить, что детям дают и полезные знания о том, как вести себя при землетрясении, наводнении или урагане. Но самой близкой и реальной опасности – дороге – уделяется не такое пристальное внимание.

В детских садиках ситуация похожая. По информации ГИБДД, воспитатели могут использовать давно устаревшую литературу, игры, загадки и стихи. К примеру, в некоторых задачках по ПДД встречаются неиспользуемые термины – «мостовая», «постовой»… Некоторые воспитатели, по наблюдениям инспекторов, сами придумывают несуществующие знаки с собственными названиями. Возможно, так понятнее, но «запутывать» ребенка с раннего детства – не лучший вариант.

Конечно, детские сады и школы обязаны вести профилактическую работу. Но бόльшая ответственность лежит на родителях, которые должны учить своих детей правильному поведению на дороге. Ведь для маленького ребенка папа и мама являются примером, которому нужно подражать. Именно они должны воспитывать потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Психологами доказано: основные детские инстинкты, манера поведения вырабатываются в раннем возрасте.

Ольга БОРХОВА, психолог

Родительское воспитание поведения на дороге изначально основано на неверных принципах. Да и воспитания как такового нет. Я говорю не про устаревшую методологию, а про навыки. Детям рассказывают про красный, зеленый сигналы светофора, зебру, внимательность на дороге… Однако дети не понимают, что наезд автомобиля на человека – это серьезная травма, смерть. Для них это равнозначно правилу «мойте руки перед едой» – мало кто из школьников без присмотра взрослых будет его выполнять. А все потому, что недостаточно глубоко объяснили последствия. Да, показали красочный мультик, где человечек идет на зеленый и улыбается, а кто пошел на красный, грустит. Но в жизни все не так. Иногда и при переходе на зеленый люди гибнут.

Я не призываю показывать детям последствия ДТП в красках и подробностях. Нужно просто быть строже. Когда вы дома объясняете малышу, что нельзя трогать кипящий чайник или совать пальцы в розетку, вы же не сюсюкаете и не показываете мультики. Родитель может даже голос повысить, но ребенок запомнит это правило на всю жизнь.

И еще одна проблема – размытость преподносимых формулировок и формальный подход. Ребенок не понимает, что такое «убедиться, что машина тебя пропускает», но при этом вполне буквально уясняет «посмотрите налево, направо». Я уверяю, ребенок не сможет адекватно оценить скорость авто.

Строгость, четкость формулировок и собственный пример. Если вы будете рассказывать, как надо, но при этом нарушать – перебегать дорогу на красный или прямо перед машиной, – ваш ребенок будет делать так же.

Полезные советы

- Если нет светоотражающих полос на одежде и вы идете по темной обочине (будь то загородная трасса или городской двор), просто включите фонарик на телефоне или хотя бы разблокируйте экран (чтобы светился).

- Водители быстрее заметят пешехода на неосвещенном пешеходном переходе, если в момент передвижения по дороге у него на телефоне будет работать программа для фонарика, имитирующего красно-синий проблесковый полицейский маячок.

- Во время выхода на обочину при низком солнце, когда оно еще только восходит или, наоборот, садится (но еще не зашло за горизонт), нужно помнить, что водитель замечает пешехода буквально в последний момент. Так что не стоит делать резких движений или бежать на переход.

- Обычно для определения безопасной дистанции до впереди едущего автомобиля используют не меры длины, а времени. Безопасным считается расстояние, которое машина преодолевает за три секунды. За это время водитель может адекватно среагировать на опасность или пешехода, обработать информацию и остановиться. Помните, на скорости около 30 километров в час авто проедет шесть метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза, и еще шесть – до полной остановки. На 80 километрах в час он будет «думать» 15 метров, и еще около сорока метров автомобиль будет останавливаться. Учтите, что речь идет об экстренном торможении – педаль в пол.

 
По теме
Генеральный директор РЖД Олег Белозеров рассказал о том, что в компании рассматривают предложение вносить пассажиров, нарушающих правила поведения в железнодорожном транспорте, в черный список и отказывать в перевозке.
22.05.2018
 
 
В связи с проведением ремонтных работ на перегоне Иланка – Иланская восточного направления Красноярской железной дороги компания «Краспригород» вносит изменения в расписание движения пригородных поездов.
21.05.2018 Канские Ведомости
С сегодняшнего дня на автомобильных дорогах Таймыра вводится временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
21.05.2018 Заполярная правда
В апреле в дежурную часть полиции от женщины поступило сообщение о том, что во время нахождения в городской поликлинике неизвестный похитил у нее стоявшую на подоконнике дамскую сумку.
22.05.2018 Канские Ведомости
Оперативникам удалось выйти на след 34-летнего норильчанина, подозреваемого в сбыте и распространении наркотических средств.
22.05.2018 Заполярная правда
Кинофестиваль "Герой" в Красноярском крае - Русское географическое общество Сегодня в Красноярском крае начался I Всероссийский фестиваль фильмов для детей и юношества "Герой", на котором будут представлены 72 работы современных кинематографистов, в том числе — всероссийские премьеры.
23.05.2018 Русское географическое общество
IMG 2866 - КГХИ Состоялись первые защиты дипломных работ художественного факультета В Красноярском государственном институте искусств с 17 по 18 мая 2018 года проходили защиты дипломных работ студентов художественного факультета.
22.05.2018 КГХИ
На Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» со спектаклем Анны Бабановой «Жди меня…» по сценарию Владимира Зуева артисты отправились на следующий день после премьеры «Дракона» по пьесе Евгения Шварца и
22.05.2018 Заполярная правда
В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 65-летию Норильска, 20 и 21 мая во всех районах города проходят спектакли Красноярского театра кукол.
21.05.2018 Заполярная правда
За минувшие сутки сотрудники органов внутренних дел Красноярского края изъяли незаконного оборота около 3 килограммов наркотических средств растительного и синтетического происхождения.
22.05.2018 ГУ МВД Красноярского края