Статья «Святая наука – услышать друг друга» («НКК», 10 февраля 2017 года), в которой описывалась ситуация в Дивногорской общеобразовательной школе для детей с особенностями развития, вызвала живой отклик и у родителей, и у коллектива учебного заведения. Нас пригласили побывать в школе и оценить произошедшие здесь изменения.
Есть претензии
Напомним, в редакцию газеты представители родительского комитета КГБОУ «Дивногорская общеобразовательная школа» обратились за помощью. Родители жаловались, что ученикам отказывают в занятиях с логопедом, материальное обеспечение учебного процесса взвалили на плечи педагогов. Учебные пособия для детей с множественными психическими расстройствами в дефиците, а таким школьникам нужна наглядность. Для них обычные слова ничего не значат, каждое предложение подкрепляется изображением. Этих-то картинок как раз и не хватает. Все это негативно сказывается на качестве образования, дети не усваивают материал.
Прокурорская проверка подтвердила претензии родителей. В ответе на запрос «НКК» заместитель прокурора Красноярского края Сергей Белогуров отметил: должных мер к обновлению учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря не принимается, нет достаточного количества педагогических работников (логопедов, психологов).
Научить труду
В Дивногорской общеобразовательной школе нас встретила громкая музыка: шла динамическая перемена. Ребятишки разминались в актовом зале. Прозвенит звонок, и они вновь сядут за парты.
Директор Ольга Ершова сразу же отмечает: с трудовым обучением в школе все в порядке.
– Участвуем в краевой ярмарке ремесел, различных конкурсах. Продаем поделки, а на вырученные деньги закупаем материалы, бисер. Это маленькая часть того, что делают наши дети, – показывала выставку работ школьников Ольга Юрьевна.
В Дивногорской общеобразовательной школе обучаются ребятишки с легкой, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Сложные поделки из бисера и кожи – дело рук учеников из первых двух групп. Хотя, говорит учитель технологии Наталья Медведева, была у нее на уроках и девочка со сложным дефектом, прекрасно вышивала.
Технологии здесь отводится больше часов, чем любому другому предмету (в 8-м классе 8 часов в неделю). Это «трудовая» школа, главная задача педагогов – научить ребенка работать.
Нет проблем и с обеспечением педагогов методической литературой.
– У нас есть книги на каждую нозологию. Учитель может прийти и спросить, – говорит директор. – На методическое сопровождение каждый год из бюджета края выделяется 103 тысячи рублей.
Для ребят со сложным множественным дефектом – методика Монтессори. Под это оборудование отведен отдельный кабинет, заведует которым дефектолог. Но воспользоваться может каждый учитель: записывайся в тетрадь и бери.
Открытый урок
На встречу пришли члены нового родительского комитета (прежних, что поднимали проблемы и требовали перемен в школе, переизбрали). Но мы посчитали нужным пригласить и тех родителей, которые обращались в газету. Ирину Баранову и Елену Данько.
…В 7–9-м классе, где учится Паша Баранов, идет урок труда. Ребятишки раскатывают глиняные шарики – лепят матрешку. Гостям с радостью показывают испачканные ладони: работаем! Их новая учительница Любовь Холодилова рассказывает: как только приступила к своим обязанностям, директор предоставила раздаточный материал.
– Школа много покупает пособий, – рассказывает Любовь Холодилова. – Но и я свое привезла. Была в Москве и не могла приехать с пустыми руками. В Красноярске такое не купить. Я, как любой учитель, если увидела хороший материал, который нужен для работы, не могу не приобрести. А так в нашем классе все есть.
В 7–9-м классе для детей со сложным дефектом действительно изобилие. На полках коробочки с раздаточным материалом, у каждого на столе карточки с картинками. Ирина Баранова часто посещает уроки сына и утверждает, что «наглядность» появилась к приезду журналистов.
В 3-м классе, где учится Саша Данько, оформление кабинета победнее.
– У меня материалы дома хранятся. Готовлюсь к каждому уроку и приношу в школу, – рассказывает педагог Ирина Бородина. – Все сама изготавливаю – и дидактический, и раздаточный материал. Бумагу родители приносят, распечатываю дома на цветном принтере. Делаю все, чтобы детям было интересно, чтобы знания получали.
На физкультуре два третьеклассника, остальные болеют. У Миши и Вани бег с препятствиями. Учитель Владимир Ситников поощряет мальчишек: «Молодцы, хорошо бегаете». На вопрос, хватает ли оборудования, только вздыхает:
– Откуда? Нам на это денег не выделяют. В прошлом году благодаря спонсорам мячи закупили. А лыжи – мои ровесники. Собираю где придется и ремонтирую, чтобы малыши катались. Да и для старших лет 10–15 назад покупали инвентарь. Все старое, несовременное. В других школах занимаю оборудование для проведения уроков. А куда денешься, работать надо.
За круглым столом
Наш приезд в школу заставил собраться за одним столом родителей, директора, представителей министерства образования. Диалог получился непростой, слишком много обид у мамочек, не все готовы слушать и слышать, находить совместные решения.
Во время разговора выяснили, что, например, непредоставление услуг логопеда Паше Баранову – это нарушение. Но учебное заведение готово работать в этом направлении. Есть и объективные причины, почему возникают подобные ситуации: школе не хватает квалифицированных специалистов. Сейчас здесь свободны полставки логопеда и ставка дефектолога.
– Город маленький, найти педагогов непросто, – замечает Ольга Ершова. – Я уже все институты обзвонила.
– Будем работать с этой школой и подобными ей, – говорит главный специалист отдела специального образования министерства образования Красноярского края Елена Гришанова. – Не было бы родителей, высказывающих претензии, как бы мы дальше двигались. Раз здесь есть проблема коммуникации, такое может повториться в других учреждениях. Разработаем планы по взаимодействию. Приедем на заключительное родительское собрание. Ситуацию не отпустим, пока она не нормализуется.
– Хорошо, когда есть оппозиция, – соглашается Ольга Ершова. – Без нее наступает стагнация. А родители меня держат в тонусе.
ПРАВО БЫТЬ ДРУГИМ
На встрече в Дивногорской общеобразовательной школе председатель родительского комитета – мама семейного детского дома Наталья Колесникова заметила:
– У меня через эту школу восемь детей прошло. Поверьте, здесь нормальное материальное обеспечение. У меня 41 ребенок, учатся во всех школах Дивногорска. Там наглядный материал намного хуже. И внимания детям меньше.
Занимаются с особыми ребятишками действительно больше. В каждом классе (а в нем может быть от трех до шести детей) педагог, воспитатель и тьютор. К ученикам индивидуальный подход. Образовательная программа составляется учителем для каждого обучающегося на основе рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума.
– И дидактический материал приобретается, – говорит Елена Гришанова. – В соответствии с программой. На каждую тему определено базовое наглядное пособие, дидактическое оборудование. Министерство и прокуратура проверяли программу. Никаких нарушений не нашли. Все, что заложено в документ, в Дивногорской школе есть. Но и учитель должен готовиться к уроку – подбирать раздаточный, дидактический материал. Нередко и самому делать, ведь для детей с тяжелой умственной отсталостью еще не разработаны учебники и тетради.
Новый закон об образовании привел в школы ранее не обучающихся детей в 2013 году. Для них составлены программы, подобраны учителя, образовательную услугу ребятишки с тяжелой умственной отсталостью получают в том объеме, в котором способны освоить. Их учат элементарным вещам – общаться с окружающим миром, жить в социуме, ухаживать за собой. За рубежом давно уже разработаны методики альтернативной коммуникации. Те же карты ПЭКС или система Макатон. Но в России эти методики используются точечно. Карточки не русифицированы, не опробованы, так что ни один институт не рекомендовал их к использованию в общеобразовательных школах.
В министерстве считают: вместо импортной технологии, не имеющей хождения в нашей стране, можно использовать обычные картинки и пиктограммы. Может быть, даже самостоятельно нарисованные. Главное, чтобы учитель и ребенок договорились о значении символа.
– Подготовить картинки для трех-пяти детей – не затратно, – уверена Елена Гришанова. – По трудовому законодательству на ставку учитель работает 18 часов в неделю. Еще 18 ему дается на подготовку к уроку, методическую работу и самообразование. Неправильно говорить и о том, что учителю не платят за приобретение пособий. Часть денег компенсируется. В оклад ежемесячно включается 100 рублей на покупку различных материалов.
Дефектологов и олигофренопедагогов учат использовать подручные материалы на курсах повышения квалификации. И учителя придумывают собственные технологии.
Фото: Константин КОПЫЛОВСКИЙ