Работы по модернизации взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск находятся в самом разгаре. В связи с развернувшейся стройкой этим летом город не принимает авиалайнеры – однако все транспортные связи с заполярной гаванью сохранены, и северяне совершают перелеты «на материк» и обратно транзитными рейсами.
Особые условияХод реконструкции норильского аэропорта оценили во время недавнего визита специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, министр транспорта Максим Соколов, глава «Росавиации» Александр Нерадько, а также вице-президент «Норникеля» Елена Безденежных и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
Реконструкция ВПП аэропорта Норильска продлится три лета Фото airport-norilsk.ru
Напомним, взлетная полоса Норильска давно выработала свой ресурс. Ее последний капитальный ремонт производился на рубеже 1970–1980-х годов, а ежегодные текущие ремонты уже не могли привести объект в нормальное состояние. При этом строительство новой ВПП в сложном рельефе тундры и условиях вечной мерзлоты было признано нецелесообразным,
и единственным вариантом решения проблемы стал капитальный ремонт «взлетки» с полной заменой ее бетонного покрытия.
Проект реконструкции аэропорта разрабатывался несколько лет. В его первоначальном варианте Норильск планировалось полностью закрыть для воздушного сообщения. Но оценив весь комплекс факторов, главным из которых стал человеческий, власти по инициативе компании «Норникель» приняли решение о разбивке строительных работ на три года, ведь вести их в Арктике можно только 86 дней в году.
Разброс позволил сохранить авиаперевозки на протяжении всего периода ремонта.
Совместные миллиардыБез активного участия всех заинтересованных сторон проекты подобного рода реализовать невозможно. Это хорошо понимают в «Норникеле», который тесно сотрудничает по всем ключевым программам развития территории как с краевыми властями, так и с городской администрацией Норильска. А модернизация аэропорта проводится по соглашению компании с Федеральным агентством воздушного транспорта.
«Реконструкция взлетно-посадочной полосы – это эффективный пример государственно-частного партнерства, – подчеркивает вице-президент «Норникеля» Елена Безденежных. – Мы понимаем, что все затраты окупятся сторицей, когда люди почувствуют на себе качество выполняемых полетов».
Финансирование работ осуществляется совместно. 9,6 млрд рублей выделено по целевой программе развития транспортной системы России на 2010 – 2020 годы, причем Норильск – единственный аэропорт, вошедший в федеральный перечень в связи с его огромным значением для территории. А более 3,5 млрд рублей вкладывает в аэропорт «Норникель», владеющий комплексом зданий и сооружений объекта.
Фото www.airport-norilsk.ru
«Это уникальный проект, когда реконструкция полосы осуществляется без прерывания авиационного сообщения. Таких проектов в России мы никогда раньше не делали. Сегодня мне было очень приятно узнать, что работа идет нормально, никаких сбоев, срывов нет. Особо хочу отметить, что цена билетов для норильчан не увеличилась», – сообщил в ходе недавнего совещания Сергей Иванов.
По словам губернатора Виктора Толоконского, реконструкция аэропорта – это проект, который обеспечивает будущее Норильска и севера Красноярского края.
Но и в настоящем он организован с минимальными потерями для жителей:
«Сегодня жизнь норильчан практически не нарушена этим большим ремонтом, люди так же поехали в отпуск, дети поехали поступать в университеты. Мы очень активно следим за билетной программой, стараемся удовлетворить весь спрос, который может быть в это пиковое летнее время… Нет никаких сомнений, что все работы будут выполнены точно в графике: даже в непростых бюджетных условиях реконструкция идет самыми высокими темпами», – сказал глава региона.
Реконструкция аэропорта означает не только обеспечение самых северных крупных воздушных ворот страны современной инфраструктурой, безопасность и более комфортные условия пассажирских перевозок, –
но и стратегическую возможность для использования спецтранспорта при освоении Арктической зоны.
В этом году объем груза, перевезенного Северным морским путем, впервые превысил наилучшие показатели СССР. В перспективе Норильск станет ключевым звеном новых трасс, на которых планируется обустройство ни много ни мало 18 аэропортов.
Блокада не потребоваласьПервый этап работ по реконструкции аэропорта Норильск завершился в прошлом году, когда был реконструирован 720-метровый участок ВПП и наземных объектов без ограничения работы аэропорта. Второй, по ремонту центральной, почти 1,5-километровой части «взлетки», стартовал 1 июня и продлится до 16 сентября этого года. На этот период прием больших самолетов прекращен, а пассажиры летают транзитом на судах малой авиации через Сургут и Красноярск. На третьем этапе, летом 2018 года, предстоит восстановить третью часть полосы, также с прекращением воздушного сообщения для лайнеров.
Сейчас все работы ведутся по графику – как сказал во время визита Александр Нерадько, проект «достиг экватора».
«Все, кто вовлечен в его реализацию – проектировщики, строители, авиакомпании, аэропорты Красноярск, Игарка, Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск, – сейчас работают по плану. Мы рассчитываем, что срывов в работе не будет. А самое главное, мы не допустили воздушной блокады Норильского промышленного района и его жителей», – отметил руководитель Росавиации.
Лайнеры вернутся в Норильск в сентябре Фото www.airport-norilsk.ru
На начало июля реконструируемый участок был забетонирован на 30%. На 95% вскрыто старое бетонное покрытие, на 70% уложен выравнивающий слой щебня. Выполнена отсыпка летной полосы, построены два трубных перехода, значительный объем работ выполнен на системах распределения электроэнергии и водоотвода. Генеральный подрядчик, ООО «Трансстроймеханизация», четко соблюдает сроки и работает без технологических перерывов.
С сентября большие самолеты вернутся в Норильск до следующего лета. А с сентября 2018 года обновленная ВПП длиной 2800 м начнет работать со стропроцентной загрузкой, без ограничений.