В дискуссии приняли участие вице-спикер краевого парламента, заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Алексей Клешко и депутат Законодательного Собрания Татьяна Волоткевич. Помимо парламентариев в обмене мнениями участвовали Ирина Дроздова — начальник отдела практики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, а также директор школы №94 Татьяна Жихарева.
Модератор дискуссии Сергей Ким, обосновывая выбор темы, отметил основные информационные поводы. Во-первых, на начало нового учебного года около пятисот вакансий учителей остаются открытыми в Красноярске. Во-вторых, губернатором края Львом Кузнецовым были приняты решения о повышении с 1 октября фонда оплаты труда в школах для учителей на 20% и для педагогических работников на 30%.
Отвечая на вопрос модератора о прямой направленности увеличения зарплаты педагогов на решение проблемы дефицита кадров, Алексей Клешко заметил: «Необходимо не забывать помимо дефицита кадров и повышения зарплаты еще и о третьей переменной — переходе на новую систему оплаты труда. На мой взгляд, повышение заработной платы — это только один из элементов создания нормальных условий для педагогического работника. В принципе, если вы сегодня придете на любое предприятие, то увидите, что человека сегодня интересует масса вопросов: и уровень заработной платы, и социальный пакет, и место расположения предприятия, и транспортная схема. Для многих сегодня немаловажную роль играет и атмосфера внутри коллектива. И повышение заработной платы — сегодня уже, может быть, и не самый основной элемент, потому что этим мы скорее удерживаем кадры внутри системы». Также Алексей Михайлович выразил уверенность в том, что повышение зарплаты не носит спонтанного характера, так как Губернатор края выполняет указание Президента РФ о доведении уровня зарплаты учителей и других педагогических работников до средней по экономике в регионе.
В свою очередь Татьяна Волоткевич, оценивая ситуацию в педагогической сфере, отметила, что не связывает повышение заработной платы исключительно с нехваткой кадров: «Проводится планомерная работа, и она совершенно правильная, потому что, если государство предполагает идти по пути развития, а не деградации, оно должно заботиться об образовании своих граждан. А чтобы граждане были образованными, безусловно, должны быть качественные учителя. А чтобы учителя были качественными, у них должна быть достойная зарплата. На самом деле здесь мы возвращаемся к тому уровню оценки труда преподавателя, который был сформирован до перестройки».
Ирина Дроздова высказала мнение о том, что для выпускников Красноярского государственного педагогического университета во главе угла стоят условия работы, например, жилье, а не зарплата. «Кроме этого, хотелось бы сделать ссылку на различные социологические исследования, которые говорят о таком немаловажном факторе, как престижность работы , — отметила она. — Для повышения престижа профессии учителя уже немало сделано государством, и я согласна, что повышение заработной платы — это один из факторов, который позволит поднять этот престиж».
В качестве подтверждения этих слов Татьяна Жихарева привела показательный пример из жизни школы №94. На данный момент в школе не хватает одного учителя английского языка, хотя 1 сентября эта вакансия была занята. Однако молодая учительница столкнулась с проблемой доступности жилья и была вынуждена вернуться домой. Комментируя столь большой кадровый дефицит, директор отметила, что здесь необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, это демографический взрыв и пропорциональное увеличение начальных классов. Во-вторых, в учебный план был введен третий час иностранного языка и физической культуры. В связи с этим основная «проблемная тройка» — это учителя начальных классов, английского языка и физической культуры.
Алексей Клешко в ходе ответов на вопросы журналистов обозначил еще одну актуальную проблему: «На федеральном уровне было объявлено о повышении фонда заработной платы учителей. То есть дополнительные деньги получили только «предметники». А, например, социальные педагоги, психологи, логопеды, преподаватели дополнительного образования остались за бортом. Мы постепенно будем исправлять эту ситуацию в крае. Сейчас именно для педагогических работников увеличивается зарплата на 30%».
Комментируя мысль о чрезмерной требовательности общества к педагогам, Алексей Клешко обратился к собравшимся за круглым столом: «Уважаемые родители! Прежде чем вы скажете грубое слово учителю, задумайтесь: готовы ли вы заменить этого учителя, готовы ли вы встать вот у этой доски, пускай самой современной, и шесть уроков вести для детей, у которых совершенно разные культурные нормы? Кого-то в семье уже научили здороваться и уважать старших, а кого-то не научили. Вот готовы ли вы к этому? Подумайте. Мне кажется, что уважение к педагогам — это не только зарплата и квартиры, это в первую очередь отношение к учителю как к человеку. Да, школа дает образовательную услугу для ребенка, но школа не является прислугой для семьи. Давайте про это помнить!»
По материалам пресс-службы Законодательного Собрания Красноярского края