1 июля на сцене Малого зала Академии музыки и театра в рамках III Красноярского международного музыкального фестиваля стран АТР выступил дуэт исполнителей из США − Мартин Пьецух (саксофон) и Реган Рызук (фортепиано).
«Стрелка» побывала на репетиции американских музыкантов и задала несколько вопросов Мартину. Фото автора.
Правнук автора «Марсельезы»
Мартин Пьецух – из интернациональной семьи. Его мать – француженка, отец –поляк. В шестом колене он приходится правнуком Руже де Лилю, написавшему французский гимн свободы. Он закончил католический университет по специальностям саксофонист и дирижер, получил степень бакалавра искусств с отличием по всем деревянным духовым инструментам и магистр по специальности «дирижер оркестра». Играет на саксофоне, кларнете, фаготе, гобое и таком редком инструменте, как басовая флейта. Когда-то солировал на саксофоне под руководством самого Аарона Копланда .
Мартин говорит, что владение инструментами помогает ему в управлении оркестром, находить общий язык с музыкантами. Ведь он может не просто требовать, но и показать, как и что надо делать.
В этом году Мартин уже побывал во Владивостоке (накануне своего приезда в наш город), а через два дня уже приехал в Красноярске, где дал концерт вместе с пианистом Реганом Рызуком. Мартину 71 год, но он активен, подвижен и много ездит по миру. Особенно любит приезжать в Россию , в этом году это уже 17й раз. В Красноярск он впервые приехал на II международный фестиваль стран АТР. Случилось это в 1995м году.
Во второй свой приезд (в 2002м году) он дирижировал оркестром театра оперы и балета. Под его управлением музыканты исполнили тогда впервые в России «Хвалебный гимн» Мендельсона. Я немного беспокоилась по поводу своего «ай донт ту спик инглиш», но как оказалось, напрасно. Мартин неплохо знает русский язык (часть концерта он говорил сам, шутил, в остальном ему помогал переводчик) и к тому же он очень вежливый и доброжелательный человек.
Мартин, есть ли разница в организации того фестиваля, в 1995м году и этого? Какие изменения вы отметили?
М.П.:
- Конечно, они есть! Семнадцать лет – это пропасть. Город изменился, стал красивей. Я уже останавливался в этой гостинице («Красноярск»). Тогда она нуждалась в ремонте. Теперь я могу сказать: «Прекрасно!». Различия бросаются в глаза. Приятно снова видеть друзей, спустя столько лет. Я обязательно пойду на концерт в Малый концертный зал. И там их всех увижу. Я уже встретился с некоторыми на оркестровой репетиции «Садко». С музыкантами, с которыми работал десять лет назад, а также с другими друзьями. У меня тогда появилось в вашем городе много друзей. Это ведущий музыкальный критик Красноярска, я считаю, Борис Плотников . К сожалению, он ушел из жизни. Обычно критики приходят на концерт, он пришел на репетицию. Я общаюсь с музыкантами в форме предложений, а не директив. Я перфекционист, докапываюсь до мелочей, предпочитая отшлифовать до конца. Поэтому общались тогда с музыкантами эффективно, на все 100%. Я люблю то время, которое провел с красноярским оркестром. Когда уезжал из гостиниц в 5ть утра, вышел, а у стойки администратора меня ждали 12ть человек. Они пришли меня проводить. Это было очень трогательно.
На фото: У Мартина в руках редкая басовая флейта
Вы играете на пяти инструментах. А играете ли на русских народных инструментах: балалайке, гармони, свирели?
М.П.:
- Нет, на балалайке не играю. А что такое гармонь? (Переводчик объяснят, то это типа маленького баяна, а свирель – отчасти похожа на флейту ). Нет, на баяне тоже не играю. Но если вы мне найдете, где приобрести свирель, я это сделаю. Увезу ее в Нью-Йорк и обязательно освою.
Мартин привез в Красноярск набор из нескольких инструментов: пикколо, флейта, саксофон альт и сопрано. Впервые, благодаря ему, на концерте в Красноярске прозвучала басовая флейта, изобретенная в Англии в 1930м году. Ее звучание на октаву ниже сопрановой флейты.
За два дня до концерта, я заметил Мартина среди зрителей на премьере оперы - былины «Садко». Поэтому не могла не спросить его мнения об этой постановке.
На фото : Сцена пира в опере "Садко", из архива КГТОиБ
М.П.:
Зал хороший, хорошая акустика. Я дирижировал 800-ми операми, поэтому это не просто комплимент. По поводу постановки, исполнения певцов, оркестра, могу сказать: «Все замечательно!» ( Произносит это на русском языке- авт ). Для нас эта опера представляла безусловный интерес. «Садко» не часто можно увидеть. Произвело впечатление использование высокотехнологичного оборудования. Слаженная работа осветителей, работников сцены, костюмы, декорации. Оркестр звучал замечательно. Все понравилось.
По словам Мартина, в этот свой приезд он встречался с министром культур края Еленой Паздниковой. И она выразила желание дальнейшего сотрудничества.
На прощание Мартин сказал:
- У меня есть творческие идеи, воплощение которых я вижу в Красноярске.
Вечером Мартин и Реган
На фото: Во-время репетиции
порадовали слушателей прекрасной программой и своим виртуозным мастерством. Кроме уже названных инструментов, Мартин использовал также гуиро – испанский народный инструмент (перкуссия). По сути это металлический нарукавник с бороздками, по нему проводят деревянной палочкой. В Испании и Бразилии инструмент делают из в ы сушенн ы х овощей.
Музыканты исполнили классические произведения И.С.Баха, П.И.Чайковского, джазовые импровизации на известные классические темы «Утро карнавала» Л.Бонфа, «Самба одной ноты» Антонио Карлоса Жобима , а также концертное танго, румбу и две части из сюиты «история танго» Астора Пьяццоллы .