Новости города БезФормата.Ru
Красноярск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Эволюция дорог Красноярска»: как и чем мостили улицы век назад и что изменилось

Летний ремонт проспекта Мира обнажил вековую историю Красноярска - NGS24.Ru
Слои истории на перекрестке Мира – Каратанова - NGS24.Ru
Старобазарная площадь с видом на Гостиный двор (1890-е годы) - NGS24.Ru
Булыжная мостовая в районе дома  № 9  по пр. Мира - NGS24.Ru
Перспектива улиц Воскресенской от Почтамтского (ныне ул. Перенсона) переулка в сторону Стрелки в 1890 году  - NGS24.Ru
Конный почтовый экипаж на улице Воскресенской (конец ХIХ – начало ХХ века.) - NGS24.Ru
1910 год. Подготовка грунта к замощению улицы возле Женской гимназии (ныне — факультет начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева) - NGS24.Ru
Начало XX века. Устройство тротуаров и подготовка к замощению улицы Воскресенской у Торгового дома Н.Г. Гадалова (сейчас магазин «Детский мир») - NGS24.Ru
Поначалу для замощения использовался бутовый камень с местных месторождений. Дом с типографией Кохановских (1908-1909). Современный адрес — проспект Мира, 55. - NGS24.Ru
Многие улицы центра оставались немощёными и на них в непогоду царила непролазная грязь - NGS24.Ru
Доходный дом Либмана напротив здания Женской гимназии
(ныне — здание факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева).
Современный адрес — проспект Мира, 96 - NGS24.Ru
Неподходящий для мощения дорог бутовый камень вскоре заменили на булыжник - NGS24.Ru
Перспектива Воскресенской улицы в направлении Стрелки от Гимназического переулка (ныне Вейнбаума) в 1910 году - NGS24.Ru
Сохранившийся до наших дней участок каменной мостовой на улице Советской в Николаевке - NGS24.Ru
Мостовая в Николаевке и спустя век выглядит довольно крепкой  - NGS24.Ru
Работы по благоустройству улицы Перенсона на пресечении с улицей Карла Маркса. Фотография 1938 года - NGS24.Ru
Перекрёсток улиц Вейнбаума и Ады Лебедевой. Фотография 1957 года - NGS24.Ru
Участок с обнаруженной в начале августа мостовой уже успели закатать свежим асфальтом - NGS24.Ru
Большой ремонт 2017 года на проспекте Мира продолжается - NGS24.Ru
Фото: static.ngs.ru


Летний ремонт проспекта Мира обнажил вековую историю Красноярска

Стартовавший в самом начале июля капитальный ремонт проспекта Мира в Красноярске за месяц с небольшим обернулся сразу несколькими необычными находками. В первую же неделю работ дорожники обнаружили под асфальтом старинную каменную плитку . В начале августа всего в нескольких сотнях метров от этого места рабочим открылась мощёная булыжником дорога времён купца Гадалова , а спустя несколько дней точно такую же мостовую откопали и в следующем квартале ремонтируемого проспекта Мира. Корреспондент НГС.НОВОСТИ погрузился в историю этих находок и узнал, когда в Красноярске появились первые каменные дороги.


Слои истории на перекрестке Мира – Каратанова


Большую дыру в асфальте на пересечении улиц Мира и Каратанова в середине июля сфотографировал общественник Виталий Чеусов — в дорожном срезе видно, что под несколькими слоями асфальта все еще находятся каменная брусчатка и гранитные бордюры, вероятно, заложенные здесь еще в прошлом веке. По версии известного красноярского учёного Геннадия Быкони, каменные плиты могут относиться к XVII веку и являться остатками вымостки у Спасской сторожевой башни.  


Старобазарная площадь с видом на Гостиный двор (1890-е годы)


По словам историка по сегодняшней Каратанова тогда проходила граница Малого и Большого острогов Красноярска, а на перекрестке с Мира в 17 веке стояла сторожевая Спасская башня. Перед ней уже тогда возник рынок и постепенно образовалась Старобазарная площадь — старейший общественно-торговый центр Красноярска. «Там, где нашли слои камней, когда-то был Гостиный двор, перед Малым острогом, еще в XVII–XVIII веках. Все эти плиты и камни могли положить, чтобы было удобнее подходить к торговцам — потому что там были торговые ряды и людям не хотелось утопать в грязи», — говорит Быконя.


Булыжная мостовая в районе дома №  9 по пр. Мира


Открывшаяся в начале августа булыжная мостовая, по словам краеведа Леонида Бердникова, относится к более позднему периоду — мощение улицы Воскресенской (прежнее название проспекта Мира) началось в 1906–1907 годах. 


Перспектива улиц Воскресенской от Почтамтского (ныне ул. Перенсона) переулка в сторону Стрелки в 1890 году 


Вышедшая в самом конце XIX века в связи со строительством Сибирской железной дороги книга «Великий путь» так характеризовала Воскресенскую улицу и в целом Красноярск: «Красноярск занимает площадь приблизительно в 1800 десятин и имеет наибольшее протяжение (около 4 верст) с юго-запада на северо-восток. Продольных улиц в Красноярске 6, поперечных улиц и переулков 24 и площадей 3. <…> Летом в городе стоит ужасная пыль — в сухую пору, а в дождливую — невозможная грязь; мостовых нет, тротуары узкие, деревянные, нуждающиеся в ремонте. Освещается город керосиновыми фонарями. В последнее время проведена телефонная сеть и поговаривают о замощении улиц...».


Конный почтовый экипаж на улице Воскресенской (конец ХIХ – начало ХХ века.)


Городские архивы говорят нам, что дороги в то время в основном были грунтовые, плохо проходимые весной и осенью, поэтому для передвижения по Красноярску чаще всего использовался тарантас, так как он был приспособлен к езде по плохим дорогам. В 1889 году городская дума издала постановление об устройстве деревянных тротуаров и заборов по лицевой стороне Воскресенской.


1910 год. Подготовка грунта к замощению улицы возле Женской гимназии (ныне — факультет начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева)


21 марта 1907 года городская постановила, что первоначальное замощение улицы Воскресенской должны проводить домовладельцы. Однако жители улицы пожаловались в Правительствующий Сенат и тот приказал мощение улицы провести за счёт Городского общественного управления — однако содержать же построенные мостовые должны были домовладельцы. Мощение главной городской улицы булыжником продолжалось с 1907-го до 1914 года, рассказывает Леонид Бердников.


Начало XX века. Устройство тротуаров и подготовка к замощению улицы Воскресенской у Торгового дома Н.Г. Гадалова (сейчас магазин «Детский мир»)


«При этом не было такого плана, чтобы замостить все улицы губернского города, — говорит Геннадий Быконя. — Лишь точечное использование, чтобы от крайностей избавиться. Сплошняком вымащивать — это достаточно дорого, поэтому, хозяева тогдашней жизни, богачи, купцы и прочие, благоустраивали только центр. Бюджет городской слабым был, не хватало нередко денег — их зачастую занимали для городских нужд. Не до жиру было».  


Поначалу для замощения использовался бутовый камень с местных месторождений. Дом с типографией Кохановских (1908-1909). Современный адрес — проспект Мира, 55.


По словам Бердникова, поначалу для замощения дороги использовали бутовый камень с местных месторождений — материал был ужасного качества, по свойствам напоминал кирпич, крошился и размокал. К тому же применяемый в самом начале XX века способ мощения не годился ни на езду на экипажах, ни на пешую прогулку. «Мало того, что трясло, так еще и дороги разваливались. Через год снова мостить приходилось. В итоге, когда городская управа, замостив улицу, собирала деньги, люди все время ругались по этому поводу, многие не хотел платить», — делится краевед. 


Многие улицы центра оставались немощёными и на них в непогоду царила непролазная грязь


При этом, как мы узнаем из городских архивов, многие, даже ближайшие к Воскресенской улицы по-прежнему оставались грунтовыми, и в непогоду просто утопали в грязи. На снимке крупным планом, с очень небольшой перспективой угол ул. Береговой (современная Дубровинского) и Степановского переулка (сейчас Каратанова). На переднем плане проезжая часть дороги по Садовой улице и слева дорожный спуск к Енисею. «Мостили лишь самые опасные для размыва участки, во избежание образования оврагов», — рассказывает Геннадий Быконя.


Доходный дом Либмана напротив здания Женской гимназии (ныне — здание факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева). Современный адрес — проспект Мира, 96


Когда в городе стали появляться первые мостовые, автотранспорта на улицах практически не было — в основном красноярцы передвигались на конных экипажах и тарантасах. Была ремесленная управа с подведомственным ей отрядом ямщиков. «Появились, конечно еще до революции и первые легковые автомобили, но их было всего несколько штук на весь край. В 1905 году, например, у Управления железной дороги был автомобиль, у богача Данилова на стекольном заводе», — говорит Леонид Бердников. Первые владельцы частных автомобилей в Красноярске появились лишь в 1909 году. По крайней мере два человека подавали прошение разрешить движение на автомобилях и организовать частный извоз.


Неподходящий для мощения дорог бутовый камень вскоре заменили на булыжник


Потерпев неудачу с бутовым камнем, тогдашние власти начали возить с Гремячей гривы булыжник — он был гораздо крепче и дороги, вымощенные булыжником, служили существенно дольше. Однако до тотального замощения города по-прежнему так и не дошло — мостовые всё так же укладывали в основном в центре, на Воскресенской и других прилегающих к ней богатых улицах. «Дорожные технологии, что по бутовому камню, что по булыжнику, были простыми, если не сказать примитивными, — добывали этот камень, шлифовали его, подгоняли по размерам, и в дело», — рассказывает краевед. 


Перспектива Воскресенской улицы в направлении Стрелки от Гимназического переулка (ныне Вейнбаума) в 1910 году


Документальное подтверждение словам краеведа мы находим в справочнике «Обзор хозяйства города Красноярска» за апрель-июнь 1907 года — проблема с качеством мостовых была передана в особую комиссию городской Думы. После бурного обсуждения родилось постановление: «Домовладельцы, желающие вместо бутовой мостовой устроить мостовую из асфальта или торцовую, могут, под наблюдением Городской управы, заменять бутовый камень избранным ими материалом». Тогдашний асфальт, говорит Бердников, это, разумеется, булыжник, который широко использовался долгие годы.


Сохранившийся до наших дней участок каменной мостовой на улице Советской в Николаевке


Из этого же документа мы узнаём, что в начале лета 1907 года Городская Управа все-таки выбралась за пределы Воскресенской и вымостила один ввоз в Николаевской слободе. «Теперь конный подъем на гору может совершаться беспрепятственно, — сообщается в обзоре. — Теперь следовало бы в дополнение к этому прекрасному начинанию создать проход и для пешеходов, устроив лестницу на одном из извозов против переезда и продолжить мостки до линии отчуждения, так как глинистая почва делает эти ввозы в дождливое время опасными для пешеходов и случаи падения довольно часты». Остатки этих каменных мостовых сохранились в Николаевке и по сей день. 


Мостовая в Николаевке и спустя век выглядит довольно крепкой 


«Что касается Николаевки, где тоже обнаружены остатки мостовых, то там в те времена тоже проживало немало богачей, неподалеку (на территории Комбайнового) был хороший казенный винный склад — дороги там старались мостить. К тому же нынешняя Советская же как раз из центра в Николаевку продолжалась», — добавляет Бердников. 


Работы по благоустройству улицы Перенсона на пресечении с улицей Карла Маркса. Фотография 1938 года


Однако постепенно от мощения стали отказываться — технология устарела, качество таких дорог оставалось невысоким, и в 1930-е годы власти, по словам краеведа, впервые начали экспериментировать с асфальтированием: «Знаю, например, по архивным документам, что в 1946 году впервые попробовали для этих целей смешивать дёготь с бетоном, но не пошло, — рассказывает Леонид Бердников. — А вот потом, в 1947 году, когда с фронта много мужиков пришло, — после войны страстно хотели работать, около 40 км заасфальтировали в центре и на прилегающих улицах. Это настоящий подвиг в то время был — больше 100 человек тогда горсовет наградил за работу». 


Перекрёсток улиц Вейнбаума и Ады Лебедевой. Фотография 1957 года


К 1956 году протяженность асфальтированных улиц города составляла уже 100 км, затем стала быстро возрастать. Однако по большей части, по словам краеведа, дороги в Красноярске были плохими вплоть до конца 60-х, когда началось не только их массовое обустройство, но и в принципе городское строительство — жилые дома, детские сады, больницы, школы. Когда город в принципе набирал огромную мощь — максимально красноярские улицы заасфальтировали к концу 1970-х годов.


Участок с обнаруженной в начале августа мостовой уже успели закатать свежим асфальтом


На прошлой неделе найденная в начале августа историческая брусчатка снова оказалась под очередным слоем асфальта. По словам замруководителя службы по государственной охране объектов культурного наследия Юрия Тихоновича, все, что сокрыто в земле возрастом более 100 лет, может быть отнесено к охраняемому культурному наследию, и они думали над её сохранением, но, во-первых, камни не успели изучить, во-вторых, такие вопросы, как правило, упираются в финансы: «Допустим, квадрата полтора сохранившейся кладки отреставрировать и поместить в некий саркофаг вровень с дорогой с определенным информационным сопровождением. Но это определенные финансовые затраты».


Большой ремонт 2017 года на проспекте Мира продолжается


Грандиозный ремонт главного городского проспекта, тем временем, продолжается — дорожники перешли на следующий этап и уже начали снимать асфальт в районе «Детского мира». А ведь здесь сплошь и рядом раньше находились усадьбы красноярских богачей — что ещё скрывает под собой современная дорога, пожалуй, мы еще увидим. 

Жители Красноярска удивились лужам на проспекте Мира после ремонта. Промежуточные результаты работ на первом участке главного городского проспекта жители обсуждают в социальных сетях.
08.08.2017 ИА KNews
Историческая брусчатка находится в нескольких сотнях метрах от найденного ранее участка - NGS24.RuИсторическая брусчатка находится в нескольких сотнях метрах от найденного ранее участка Очередной кусок исторической мостовой, выложенной на Мира еще в начале ХХ века обнаружили сегодня рабочие,
04.08.2017 NGS24.Ru
Сегодня в Красноярске проверят качество асфальта на городских дорога - ИА Запад24Об этом сообщает пресс-служба администрации. Специалисты департамента городского хозяйства и МКУ «Управление дорог и благоустройства»,
04.08.2017 ИА Запад24
камни_1.jpg - Наш Красноярский крайВ ходе дорожного ремонта на проспекте Мира в Красноярске рабочие обнаружили каменную мостовую.
02.08.2017 Наш Красноярский край
На ул. Каратанова восстанавливают движение, а вместо нее перекрывают соседнюю улицу  - NGS24.RuНа ул. Каратанова восстанавливают движение, а вместо нее перекрывают соседнюю улицу  С начала лета в Красноярске ремонтируется центральная улица — проспект Мира.
28.07.2017 NGS24.Ru
В городе реализуется федеральный проект «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого осуществляется масштабная программа дорожного ремонта, и уже отремонтировано 10 улиц.
28.07.2017 Наш Красноярский край
Стартовали работы с площади Мира. Одно из самых знаковых и любимых мест для прогулок горожан выглядит сегодня не лучшим образом - NGS24.RuПлан ремонта главной улицы центра был представлен еще в начале весны, однако первые работы здесь начались в конце июня.
26.07.2017 NGS24.Ru
В Омске завершен ремонт 28 первоочередных дорожных объектов из 31. До начала августа подрядчикам осталось уложить асфальт всего лишь на трех улицах.
24.07.2017 1-LINE
Компании «ПромСтройПроект» не разрешили перекрыть еще один участок проспекта Мира для ремонта.
24.07.2017 ИА KNews
Компании «СпецПромПроект» не разрешили перекрыть еще один участок проспекта Мира для ремонта.
24.07.2017 Krskplus.Ru
Подрядчику ремонта на проспекте Мира не разрешили перекрыть участок от ул.
24.07.2017 Наш Красноярский край
28379666_2030996120555000_1640459554064167147_n_thumb_main - Sibnovosti.ruВ деревне Альгинка Ирбейского района обрушилась крыша спортзала в местной школе.
25.02.2018 Sibnovosti.ru
В Ачинске сгорел салон ритуальных услуг "Харон" - ИА Запад24В Ачинске сгорел крупнейший магазин ритуальных услуг "Харон", расположенный на улице Льва Толстого.
25.02.2018 ИА Запад24
JPG Файл - ГУ МВД Красноярского краяСледователи Дудинки возбудили уголовное дело в отношении северян, обвиняемых в серии краж телекоммуникационных сетей.
25.02.2018 ГУ МВД Красноярского края
Санавиация доставила пострадавших в ДТП красноярцев в краевую больницу
Жители края, пострадавшие в ДТП на территории Кемеровской области, доставлены санавиацией в Красноярск, - сообщает официальный портал правительства региона.
Наш Красноярский край
Почему судьи оказались вне закона? - Газета Новая Причулымка
Почему судьи оказались вне закона?
Отныне инспекторам ДПС запрещено отстранять от управления автомобилем судей в случае их алкогольного опьянения Одновременно с этим предлагается ужесточить наказание для тех, кого вторично поймали пьяным за рулём,
Газета Новая Причулымка
Полицейский обменял килограмм гашиша на иномарку
Следственный комитет и управление ФСБ по Красноярскому краю представили суду доказательства по уголовному начальника отделения экономической безопасности и противодействия коррупции Сибирского ЛУ МВД.
Наш Красноярский край
Красноярские и новосибирские актеры приняли участие в съемках - NGS24.RuКрасноярские и новосибирские актеры приняли участие в съемках Режиссер фильм Олег Троссель рассказал, что фильм снимала красноярская компания FMA Production совместно с новосибирскими коллегами.
25.02.2018 NGS24.Ru
Главгосэкспертиза проверила достоверность определения сметной стоимости реставрации одного из самых известных архитектурных памятников краевого центра – бывшего здания Красноярской женской гимназии.
23.02.2018 Наш Красноярский край
Фото: Анна РАХМАТУЛИНА  Людмила ЛУНЦ - Газета Заполярный Вестник“Норильские хроники” Людмилы ЛУНЦ включили в себя открытие музейной экспозиции к юбилею Николая Николаевича Урванцева, встречу в арт-резиденции с норильчанами, пришедшими на презентацию проекта художницы, театральные спектакли,
22.02.2018 Газета Заполярный Вестник
Вернут исторический облик. Летом в Норильске начнут воссоздавать мозаичное панно на торце дома 45а на ул. Комсомольской. - Заполярная правда
Вернут исторический облик. Летом в Норильске начнут воссоздавать мозаичное панно на торце дома 45а на ул. Комсомольской.
Работы по восстановлению панно будут проводить специалисты Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
Заполярная правда
Капитану дальнего плавания посвящается. В Норильске прошла встреча с супругой прославленного писателя, киносценариста и художника Виктора Конецкого. - Заполярная правда
Капитану дальнего плавания посвящается. В Норильске прошла встреча с супругой прославленного писателя, киносценариста и художника Виктора Конецкого.
Вдова Виктора Викторовича - Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая прилетела в Норильск из Санкт-Петербурга.
Заполярная правда
Активная жизненная позиция. Актеры Норильского Заполярного театра драмы провели встречу в НАРОДНОМ ШТАБЕ. - Заполярная правда
Активная жизненная позиция. Актеры Норильского Заполярного театра драмы провели встречу в НАРОДНОМ ШТАБЕ.
Встречу с артистами Норильского Заполярного театра драмы на своей площадке организовали волонтеры НАРОДНОГО ШТАБА.
Заполярная правда
Ue89bmfzx2e_thumb_main - Sibnovosti.ruВ Красноярск из Южной Кореи вернулись первые участники Олимпийских игр - хоккеистки «Бирюсы» Валерия Павлова и Екатерина Лобова, а также тренер Александр Ведерников.
25.02.2018 Sibnovosti.ru
Cy9uqfutjzg_thumb_main - Sibnovosti.ruКрасноярский «Сокол» повел 2:0 в серии до четырех побед в 1/8 плей-офф Высшей хоккейной лиги.
25.02.2018 Sibnovosti.ru
Лучше, но поздно - KraySport.RuВ Пхенчхане на Олимпийских играх бобслеисты разыграли медали в четверках.
25.02.2018 KraySport.Ru
Пообщаться с болельщиками пришли прославленные хоккеисты – Александр Якушев, Александр Кожевников, Алексей Касатонов, Валерий Каменский и Сергей Федоров - Газета Заполярный Вестник
Такого больше в мире нет
О том, каковы шансы российской хоккейной сборной на Олимпиаде в Корее, как научиться уверенно стоять на льду новичку и что они думают о нашумевшем фильме про Валерия Харламова,
Газета Заполярный Вестник
Мастер-класс от легенд спорта – большая удача... - Газета Заполярный Вестник
Основа будущих побед
В четверг вечером  перед благотворительным матчем “Легенд мирового хоккея” и “Звезд НХЛ Норильск” на лед Дворца спорта “Арктика” вышли более 40 воспитанников Норильской детской спортивной школы по зимним видам спорта и п
Газета Заполярный Вестник
Фото: Владислав ШУКШИН  Общение с Сергеем Таракановым завершилось автограф-сессией - Газета Заполярный Вестник
ПодЦСКАзки от мастера
Задать вопросы и взять автограф у легендарного баскетболиста Сергея Тараканова,
Газета Заполярный Вестник
28379666_2030996120555000_1640459554064167147_n_thumb_main - Sibnovosti.ruВ деревне Альгинка Ирбейского района обрушилась крыша спортзала в местной школе.
25.02.2018 Sibnovosti.ru
Красноярские и новосибирские актеры приняли участие в съемках - NGS24.RuКрасноярские и новосибирские актеры приняли участие в съемках Режиссер фильм Олег Троссель рассказал, что фильм снимала красноярская компания FMA Production совместно с новосибирскими коллегами.
25.02.2018 NGS24.Ru
Путин официально поручил разобраться с грязным воздухом в Красноярске - Седьмой каналПрезидент России Владимир Путин поручил разобраться с экологической обстановкой в Красноярске Дмитрию Медведеву.
25.02.2018 Седьмой канал
В Красноярске иномарка снесла ограждение и завалилась на бок - ИА Запад24Серьезное ДТП произошло сегодня ночью в Красноярске. Авария произошла на улице Калинина: водитель за рулем KIA пробил ограждение и от удара автомобиль перевернулся и «лег» на бок.
25.02.2018 ИА Запад24
Квест «Защитники Отечества» - Министерство социальной политикиКаждый год в Комплексном центре социального обслуживания населения Шушенского района в оттделении социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями отмечается праздник – день защитника Отечества.
22.02.2018 Министерство социальной политики