Эксперты обсудили готовность школ и общества к внедрению инклюзивного образования

Сегодня, 13 сентября, в пресс-центре газеты «Наш Красноярский край» прошел круглый стол «Инклюзия в школах – мечта или реальность?». В работе круглого стола приняли участие: начальник отдела специального образования министерства образования Красноярского края Марина Холина, депутат Законодательного собрания Красноярского края Евгений Черных, руководитель общественного движения в поддержку детей с тяжелыми множественными нарушениями «Право на счастье» Надежда Болсуновская, директор МБОУ СОШ №1 (Заозерный) Ирина Крук, мама особенного школьника Татьяна Рубан, победитель всероссийского конкурса лучших инклюзивных практик, учитель начальных классов школы № 5 (Ачинск) Елена Карагаева.

Эксперты обсудили сколько детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вовлечены в настоящее время в инклюзию, готовы ли учителя обучать особенных детей наравне со всеми учениками, готовы ли сами дети с ОВЗ включиться в образовательный процесс, и что такое псевдоинклюзивные практики.

По словам начальника отдела специального образования министерства образования Красноярского края Марины Холиной, в Красноярском крае разработана концепция развития инклюзивного образования на 2017-2025 годы. В настоящее время в процесс инклюзивного образования в настоящее время вовлечены 6685 детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 613 больше, чем в прошлом учебном году. Инклюзивным образованием занимаются 733 школы, что на 104 больше, чем в 2015-2016 учебном году. Однако несмотря на значительное продвижение системы образования в решении задач обеспечения доступного образования детей с ОВЗ, очевидно наличие ряда объективных проблем и противоречий, связанных с переходным состоянием от одной модели образования к другой. Марина Холина высказала уверенность, «что и к 2025 году говорить о полной инклюзии в российском образовании не придется. Это связано с принятием самой идеи инклюзии обществом. Основное затруднение в продвижении данной идеи состоит в восприятии ее принципов обществом, родителями школьников, как с ОВЗ, так и обычных и педагогов. Изменения в восприятии происходят не за два-три года».

Победитель всероссийского конкурса лучших инклюзивных практик, учитель начальных классов школы № 5 (Ачинск) Елена Карагаева подчеркнула, что специально созданные условия в обычной школе способствуют более успешной социализации детей с ОВЗ, их большей самореализации. «Я постаралась, чтобы и ученики с ОВЗ и с нормой были включены в общий учебный процесс, не мешали друг другу, а работали вместе».

Директор МБОУ СОШ №1 (Заозерный) Ирина Крук отметила, что в инклюзию должна быть вовлечена вся школа, то есть и директор, и все педагоги, и все члены коллектива, и все школьники, как с нормой, так и с ограниченными возможностями здоровья. При внедрении инклюзивного образования стоит понимать, что есть такие учителя, которые никогда не примут тот факт, что должны обучать детей с ОВЗ, заставлять их ни в коем случае нельзя, к тому же есть немало тех, кто заинтересован в этом. При этом Ирина Крук подчеркнула, что если учитель жалеет особенных учеников, то он так же не готов обучать их, так как результатов такого обучения не будет. «В инклюзивной школе ребенок успешен в том случае, когда к каждому из них есть индивидуальный подход. Причем и к ученику с ОВЗ, и к ученику без особенностей здоровья. Нельзя, чтобы особенные ученики мешали обучению обычных школьников. Если же большую часть урока педагог занят с особенным учеником, то это неправильно выстроенная модель инклюзивного образования».

Руководитель общественного движения в поддержку детей с тяжелыми множественными нарушениями «Право на счастье» Надежда Болсуновская подчеркнула, что система российского инклюзивного образования в настоящее время проходит этап своего становления и еще не у всех педагогов и управленцев есть понимание этой системы. «Именно поэтому и возникают так называемые псевдоинклюзии, факты профанации инклюзии, из-за того, что кто-то не до конца понимает систему, кто-то не хочет ее понимать в принципе. Нельзя допускать, ситуаций, когда в школе есть ученик с ОВЗ, но для него нет ни условий, ни адаптированной программы, либо педагоги не готовы работать с ним, либо он сам не готов обучаться в общеобразовательной школе. Но нельзя не отметить, что ситуация меняется и система инклюзивного образования в регионе активно развивается и является одной из лучших в России».

В итоге прозвучали мнения, о том, что обществу стоит уходить от инклюзии только в образовании, что инклюзия гораздо шире, чем просто обучение в школе, это в принципе социализация людей с ОВЗ. И если начать включение таких особенных людей в общественную жизнь еще в школе, то со временем и все общество примет эту идею.

 
По теме
Крук - Наш Красноярский край У же пять лет мы живем по новому закону об образовании, главным достижением которого стало введение понятия «инклюзия».
22.09.2017
Закончились летние каникулы. Большинство школьников теперь самостоятельно ходят в школу и различные учреждения дополнительного образования, кружки и секции, до прихода родителей с работы находятся одни дома.
19.09.2017
 
Глава края Александр Усс открыл первую смену ТИМ «Бирюса» - Наш Красноярский край Сегодня, 12 июля, врио губернатора Красноярского края Александр Усс принял участие в торжественном открытии первой смены международного форума «Территория инициативной молодежи «Бирюса».
12.07.2018 Наш Красноярский край
​Китайские школьники рассказали, что они думают о Красноярске и жителях города - Администрация В течение недели школьники из Маньчжурии гостили в Красноярске. Ребята знакомились с российской системой образования, посетили серию мастер-классов по физике, химии и биологии.
13.07.2018 Администрация
Исполняющий обязанности прокурора города Хаваж Гутаев признал законным постановление следователя о возбуждении уголовного дела по факту причинения телесных повреждений мальчика по признакам преступления,
14.07.2018 Заполярная правда
В Норильске проходит акция «Каникулы с Общественным советом». В рамках акции полицейские и общественники проводят встречи со школьниками, оставшимися на лето в городе Одна из встреч прошла накануне.
11.07.2018 Заполярная правда
"Большая гонка", квест, мультфильмы – в воскресной программе юбилея Норильска - ИА Таймырский Телеграф Фото: Владислав Шукшин Известные артисты сегодня поздравят жителей Талнаха и Кайеркана #НОРИЛЬСК "Таймырский Телеграф" – Продолжаются праздничные мероприятия в честь 65-летия Норильска и Дня металлурга.
15.07.2018 ИА Таймырский Телеграф
Стартовала экспедиция в рамках проекта Русского географического общества «Сохранение и популяризация объекта культурного наследия Шалаболинская писаница».
13.07.2018 Наш Красноярский край
На конкурс, объявленный Музеем Норильска совместно с фотоклубом «Таймыр», поступили 62 фоторепортажа, сделанных 27 разными фотографами.
13.07.2018 Заполярная правда
Красивая точка: Франция и Хорватия выяснят, кто станет чемпионом мира - NGS24.Ru Следим за решающим поединком ЧМ в России в режиме онлайн Трансляция обновляется Вечером в воскресенье в Москве пройдёт 64-й матч чемпионата мира — в финале встречаются сборные Франции и Хорватии.
15.07.2018 NGS24.Ru
На ​Ачинском глинозёмном комбинате сейчас работает более 7 тыс. человек. Многие, любя свою работу, находят время и для занятий по душе.
11.07.2018 Газета Новая Причулымка
Специалисты предупредили: на время работ возможны порывы на сетях, размыв грунта и разлив воды СГК намерена проверить свои сети на прочность, поэтому без воды останутся дома, обслуживаемые Красноярской ТЭЦ-2.
15.07.2018 NGS24.Ru