Пятиклассник из Красноярска изобрел мини-суперкомпьютер. Сложную вычислительную машину он собрал своими руками, чтобы помочь другим школьникам. Разработку мальчика уже поддержал Краевой фонд науки. Чем так важно изобретение школьника, расскажет Максим Лебедев.
— Здесь находятся три платы. Получается, что здесь 12 ядер. То есть это можно назвать суперкомпьютером.
О цифровых технологиях и вычислительных машинах пятиклассник Григорий Кузнецов рассказывает как настоящий ученый. В свои одиннадцать лет он не только освоил сложные языки программирования, но и сумел собрать суперкомпьютер. Правда, уменьшенную версию. Эту машину он сделал из одноплатных компьютеров «Разбери Пай» — это микросхемы размером с банковскую карту. Григорий рассказал — в дальнейшем эта разработка поможет ему в создании роботов.
«Занимаюсь робототехникой. Это сейчас очень продвигается, потому что робототехника находится везде. Я сейчас занимаюсь искусственным интеллектом. Я обучаю этот суперкомпьютер, грубо говоря, думать. То есть занимаюсь машинным обучением», — рассказывает ученик 5-го класса Григорий Кузнецов.
Точные науки Гриша полюбил еще во втором классе, часто выступал на районных и общегородских научно-практических конференциях. Со временем все больше узнавал о современных технологиях и всерьез заинтересовался суперкомпьютерами.
Изначально эти машины использовали только в военных целях, чтобы делать расчёты по ядерному оружию. Сейчас суперкомпьютеры применяют везде, где требуется большой объем сложных вычислений, к примеру, в биологии, медицине и прогнозах погоды. Даже краш-тесты автомобилей в основном моделируют на этих компьютерах. Чтобы собрать свою версию чудо-техники, Грише пригодилась помощь взрослых.
— Давай в более удобочитаемом виде. То есть DF минус H. Это язык Human, да?
Отец Григория — директор института космических исследований Сибирского государственного университета науки и технологий. Он помогал сыну разобраться в сложной компьютерной технике. Говорит, производительность изобретения Гриши, конечно намного ниже, чем у суперкомпьютера. Ее можно сравнить с мощностью передовых смартфонов. Но главная ценность этой разработки совсем не в производительности.
«Основная идея заключается в том, что принципы работы и программное обеспечение этого мини-суперкомпьютера такие же, как у настоящего, взрослого суперкомпьютера. Они легко научат детей, школьников, студентов пользоваться суперкомпьютерными технологиями», — говорит папа Григория Александр Кузнецов.
В дальнейшем это позволит уже в школе начать подготовку будущих изобретателей и высококлассных специалистов. А значит, поступить в вуз выпускникам будет куда проще.
— Чтобы купить настоящий суперкомпьютер для обучения детей, школе понадобится не меньше 20 миллионов долларов и огромное помещение с мощной системой вентиляции. И это еще без учета электроэнергии, которую потребляет машина. Зато изобретение красноярского пятиклассника стоит всего 10 тысяч рублей и умещается в школьный рюкзак.
Свой проект Григорий представил на конкурсе юных техников-изобретателей Краевого фонда науки. Конкуренция была нешуточная, всего в прошлом году подали 175 заявок. Однако в итоге пятиклассник стал одним из 44 победителей и получил от фонда финансирование своего исследования. Теперь, Гриша собирается сделать свой мини-суперкомпьютер «мозгом» для робота, которого тоже соберет своим руками.