Специалисты Красноярского ЦСМ, института биофизики и торгово-экономического института СФУ проверили 25 образцов растительных масел — подсолнечного, оливкового и даже рыжикового.
В торговых сетях специалисты закупили рафинированные и нерафинированные образцы. Все они были переданы в лаборатории института Биофизики СФУ. Здесь их проверили на состав жирных кислот, фитостеринов, содержание каратиноидов, наличие витамина Е, содержание тяжелых металлов.
Другая лаборатория, уже в ЦСМ, оценила масло по вкусу, прозрачности, цвету и запаху.
В результате выяснилось, что производители подделывают как подсолнечное, так и оливковое и даже рыжиковое масло. Для этого в них добавляют более дешевые виды масел.
Наивысшие баллы по вкусу, цвету и запаху получили следующие образцы: подсолнечное масло нерафинированное торговой марки «Золотая Семечка», его же рафинированный аналог марки «Затея». Среди оливкового нерафинированного масла в лидеры вышла марка «Extra Virgin Olive Oil» (ООО «Елей»), а также оливковое Borges Classic рафинированное с добавлением масел оливковых нерафинированных (LIVE OIL), «BORGES». Среди образцов с рыжиковым маслом первое место занял производитель из Уяра.
Одним из самых важных критериев масла является соотношение Омега-6 к Омега-3. В рыжиковом масле оно — идеальное: 1:1. В числе лидеров также — льняное, конопляное, рапсовое, кедровое и горчичное.
Несоответствие этих аминокислот приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям. На сегодняшний день — смертность от них стоит на первом месте как в России, так и во всём мире.
«Нужно сбалансировать питание. Один вариант — есть меньше мяса, больше рыбы. Другой — связан с растительными маслами. Соотношение кислот, о которых мы говорим, в подсолнечном масле колеблется от 200:1 до 1000:1. Я сам не ожидал, что мы получим такие результаты в институте. В оливковом масле это соотношение — 10:1. Но оно дороже. В рыжиковом масле соотношение Омега-6 к Омега-3 — 1:1». - рассказывает заместитель директора по науке Института биофизики СО РАН Михаил Гладышев.
По результатом тестов в лабораториях в ЦСМ огласили итоги.
По вкусу, цвету и запаху не соответствовали заявленным требованиям масла марок: «Янта» (Иркутск), «Сибирское» (Новосибирск), «Юг Руси» ( Ростов-на-Дону), «Наш Лидер» (Новосибирская область изготовлено для сети супермаркетов «Командор» и гипермаркетов «Аллея) и масла подсолнечного рафинированного дезодорированного торговых марок «Золотая семечка» (Ростов–на-Дону), «IDEAL» (Воронежская обл.), «Милора» (Белгородская обл.), г. Валуйк , масла оливкового нерафинированного высшего качества «Extra Virgin Olive Oil» (ООО «Елей), высшего качества «Extra Virgin» первый холодный отжим (ООО «ИТЛВ г. Санкт-Петербург), масла оливкового рафинированного с добавлением масел оливковых нерафинированных т.м. «HUNGROW», т.м. «ITLV» г. Санкт-Петербург
Выявлено несоответствие жирно-кислотного состава в образцах масла подсолнечного нерафинированного торговой марки «Сибирское» (Новосибирск) и масла оливкового рафинированного Санса «Оливето» (Москва).