Это есть не последний и не первый пленэр

Фото: sibargument.ru

Конкретно – второй. Год назад «Аргументы недели.Енисей» писали о творческом десанте студентов Санкт-Петербургской академии художеств (№ 37 от 22 сентября, статья «Юный интернационал в Красноярске», которая заканчивалась вопросом-надеждой: «Будем ждать новых встреч?..»).

И встреча состоялась – 28 июня на пресс-презентации итогов Второй международной художественной экспедиции в Сибирь «Мир глазами художников». Когда наши герои знакомились с богатейшей коллекцией созданных в Хакасии этюдов и рисунков Василия Ивановича Сурикова, во дворе Музея-усадьбы его сотрудники с помощью директора другого музея  Марии Викторовны Русаковой   готовили «быструю экспозицию», или «выставку на траве» петербуржцев с названием «Хакасские этюды». Это было как бы перекличкой великого мастера с одарёнными подмастерьями, приехавшими в Россию, чтобы в стенах ЕГО Академии развить, углубить, огранить свой талант и в ЕГО Сибири увидеть, представить, понять истоки и масштаб творчества. Он жил в этом доме, мальчишкой бегал в этом дворе, в начале ХХ века посадил вот эти берёзы, которые спасительной тенью укрыли сегодняшних «академиков», фотографировавшихся на фоне амбара с флажками своих стран, под флагом Академии, в тёплых курточках с силуэтом Академии на груди...

Может быть, радуя родителей и учителей отличными оценками по рисованию, они ещё в детстве знали имена величайших художников мира. А уж поступая в главный вуз России, наверняка в числе первых называли Василия Сурикова. Без отчества, потому что в их странах другие традиции.

 

Заграница, заграница, там людей... знакомых лица!

Международный социально-культурный Фонд Вячеслава Заренкова «Созидающий мир» финансирует поездки российских художников за рубеж и иностранных живописцев по регионам России, чтобы развивались культурные связи между народами, укреплялись их дружба и сотрудничество. Год назад в рамках этого проекта состоялась поездка в Красноярский край  первокурсников Спб АХ Томаса Чарльза Артютона (Великобритания) и Сабины Касерас (Латвия), второкурсницы Раетты-Софии Маунумаа (Финляндия), пятикурсника Маттиаса Чу Ренни (Сингапур) и выпускницы Натальи Бекетовой (Россия) . Командовал великолепной пятёркой декан иностранного факультета Академии К.А. Бекетов.

Итоги 10-дневного пленэра в Эвенкии, на Подкаменной Тунгуске, красноярцы могли оценить на выставке в Музее Б.Я. Ряузова и с удовольствием признать, что край попадает в фарватер арт-туризма. Очевидно, те итоги получили отличную оценку и в Академии, и в Фонде Заренкова, картины экспонировались в Центральном выставочном манеже Северной столицы, вышел яркий альбом «Сибирь» – и 2017 год «дал добро» на Хакасию. В разработке нынешнего проекта приняли непосредственное участие председатель Хакасского Союза художников  Александр Григорьевич Кобыльцов , владелица Экскурсионного бюро в Красноярске  Рената Братчун   и, конечно,  Константин Бекетов . После Дня России ректор Академии художеств Семён Ильич Михайловский тепло напутствовал на плодотворную творческую работу 13 юных талантов из 11-ти стран мира во главе с деканом инфака.

В ночь на 15 июня помимо перечисленных «бывалых сибиряков» в Красноярск прилетели:  Аргон Альперен (Турция), Эльшад Ахмадов (Азербайджан), Ло Си (Китай), Анна-Лена Руфф (Швейцария), Кейто Ямагучи (Япония), россияне Евгений Антипов и Иван Логинов , а ещё представитель сразу двух иных полушарий (Западного и Южного) Кристобаль Макрости (Чили).

Маршрут-2017 лежал на юг, и, памятуя минусовые температуры «подкаменных» ночей-2016, все верили, что мёрзнуть не будут. Но такого июня не ожидал никто! Даже посланцы Сингапура и Чили «от» и «до» изнывали от жары, когда плавился сам воздух. Спасались... работой! – за две недели ребята написали больше 120-ти картин в Хакасии, в Шушенском, на Мане. Посетителей Хакасского национального музея в Абакане, а потом и двух красноярских музеев  впечатлил буйством цвета и света новый взгляд на места древнейшей истории человечества, заставил открыть что-то неизведанное в «шаманских местах»... А пока вернёмся в аэропорт.

 

Этапы большого пути

С корабля на бал, то есть с самолёта на автобус – и утром перед юным интернационалом уже ширилось озеро Шира. После купания сразу за холсты-кисти-краски! И полетели дни... Они были столь насыщены событиями, что время словно схлопнулось в один-единственный день. Радиальные поездки из посёлка Жемчужного, поход по тропе предков вдоль крутых берегов Белого Июса, и целый день – пленэр в Сундуках. Об этом мистическом, священном месте существует масса легенд, его исследуют археологи и другие учёные, его обожают туристы, активно заглядывавшие из-за спины художников на рождение этюдов. Известен петроглиф «Белая лошадь» на одном из «сундуков», который высек первобытный «коллега» 16 тысяч лет назад, и когда Наталья Бекетова запечатлела Первый сундук, она поместила у подножья живого белого коня (с натуры?).

С высоты древнехакасской крепости Тарпиг на все стороны горизонта можно было созерцать обширные степи, долину Июса и менгиры-менгиры-менгиры, которые оказались на всех холстах, но одинаковых – не оказалось! Менгиры называют каменными бабами... А тут ребята словно раскрыли глаза на живых, отзывчивых женщин и мужчин, прислушивающихся к любому пожеланию, предлагающих любую помощь, – и стали рождаться портреты. График  Ло Си   увековечил красавицу-коллегу Кейто из Страны Восходящего Солнца и  Игоря Сабурова   – водителя прикреплённого к команде автобуса,  Наталья Бекетова   выразила на холсте благодарность сопровождавшему их гиду и написала замечательные «Посиделки», где изобразила одетых в национальные костюмы... себя и свою бабушку (автопортрет). И наброски запечатлённых на бумаге местных жителей, врача команды  Тамары Прохоровой Ренаты Братчун , может быть, тоже станут портретами.

 

С Пика испытаний – в Шушенское, в Абакан, в Красноярск!

Пиком испытаний  Константин Анатольевич  назвал   Салбыкский курган.   39 градусов в тени, а где её взять – тень – в степи?! По свидетельству охранника, солнце жарило на все 60, «нещадно палило холсты и тела» – сказал кто-то. Но и в этом адовом пекле каждый написал минимум один этюд.

Потом стало легче. Шушенское, история и современность, кабак с бочонком виртуального вина и кондиционеры! Абакан, краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, где сотрудники с готовностью позировали ребятам, а назавтра уже любовались своими портретами на выставке. (Ло Си определил, как много общего у Китая с древней Хакасией. Ну да, тагарская культура...)

Потом был  Жержул, Мана   и трёхдневный сплав на плоту. Это просто праздник какой-то (если не считать комаров, мошку и гнус. Клещей уже бросили бояться!). Купались, писали этюды – и когда красавица-река несла их к Енисею, и когда разбивали палатку на берегу. О таёжной бане ребята будут взахлёб рассказывать всем и везде. Во всяком случае, в суриковском дворике о ней вспомнили. А в Музее Бориса Ряузова присутствующие получили неожиданный, прекрасный подарок – каждый иностранец рассказал о художниках своей страны с показом их произведений на большом экране. Рассказывали на русском, почти все очень прилично знают язык. Только англичанина Томаса переводила латышка Сабина да турка Аргона – азербайджанец Эльшад...

Выставку «Хакасские этюды» до конца июля ещё можно увидеть в Музее Б.Я. Ряузова, потом она улетит в Санкт-Петербург.

А мы? А мы будем ждать Третью международную экспедицию «Мир глазами художников».

 

Софья Григорьева,

Фото К.А.Бекетов

 

Цитаты из авторских комментариев к картинам

 

Реетта-София Маунумаа « Мне хотелось захватить побольше неба »

Аргон Альперен « Меня вдохновила огромная местность, где было много огромных камней »

Томас Чарльз Артютон « Было сложно писать красоту природы, так как свет постоянно менялся »

Эльшад Ахмадов « В шушенских дебрях очень много зелени. Я хотел передать эту красоту в полном объёме »

Сабина Касерес « Как только я увидела дверь тюрьмы в Шушенском, сразу решила перенести её на холст »

Кристобаль Макрости « Когда все писали природу, я увидел прекрасную деревушку и выбрал этот сюжет »

Иван Логинов « На одном из «сундуков» мне открылся необыкновенный вид на озеро. Я не мог не запечатлеть это ».

Маттиас Чуо Ренни « Тропа предков источает силу даже на холсте »

Евгений Антипов « Меня вдохновил этот двор. Я хотел передать этнический быт »

Анна-Лена Руфф « Я просто не могла не увековечить на холсте бескрайнюю красоту Хакасии »

Наталья Бекетова « В картине «На крылечке» мне хотелось отобразить некую связь между поколениями »

Ло Си « Я хотел составить полную композицию из портретов друзей. В Красноярск удалось привезти только портрет моей хорошей подруги Кейто ».

 

Источник: http://sibargument.ru/news/1395_yeto-est-ne-posledniyi-i-ne-perviyi-plenyr.html

 
По теме
11.jpg - Седьмой канал Красноярский художник Богдан Тимченко представил героев советских мультфильмов в новом амплуа: они сражаются с зомби, роботами и выглядят довольно кровожадно.
18.07.2018
 
Партийцы приняли участие в открытии нового экспозиционного зала Новоселовского музея - Единая Россия Партийцы местного отделения в  Новоселовском районе в рамках партпроекта «Историческая память» приняли участие   в  открытии нового экспозиционного зала в районном историческом  музее.
18.07.2018
 
 
На 75-м году Владислав Яковлевич скончался после долгой борьбы с раком - NGS24.Ru На 75-м году Владислав Яковлевич скончался после долгой борьбы с раком «С глубочайшим прискорбием сообщаем, что 17 июля нас навсегда покинул Владислав Яковлевич Жуковский»,
18.07.2018 NGS24.Ru
Сегодня в Санкт-Петербурге Президентская библиотека открывает фотовыставку «Северные цветы» к 65-летию Норильска, на которой покажет природу и повседневную жизнь арктического города,
17.07.2018 Заполярная правда
Ятченко стал игроком “Енисея” - ФК Енисей Защитник Дмитрий Ятченко подписал контракт с “Енисеем”! Ятченко — воспитанник школы московского “Динамо”, из дубля которого перешел нальчикский “Спартак”.
18.07.2018 ФК Енисей
Следственным отделом по Свердловскому району города Красноярска Главного следственного управления Следственного комитета РФ  завершено расследование  уголовного дела  в отношении 41-летнего жителя Красноярска,
18.07.2018 Следственный комитет