Сегодня спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов и депутаты Законодательного Собрания проверили работу «Городской электрички» — проекта по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.
Важные составляющиеВыездное заседание комитета по промышленной политике, транспорту и связи проходило в вагоне автомотрисы, которая отправилась от железнодорожного вокзала Красноярска. Вместе с народными избранниками по маршруту проехали министр транспорта края Константин Димитриев, глава Красноярска Сергей Еремин и представители средств массовой информации.
Предваряя заседание комитета, его председатель Владимир Демидов сказал:
«Существует соглашение, подписанное в 2014 году правительством края, администрацией города и железной дорогой. Оно предусматривает развитие железнодорожного сообщения в Красноярске, и каждому из подписантов отводится определенная роль. Задача ставится одна — в Красноярске (в связи с тем, что строительство метро пока заморожено) должен быть альтернативный транспорт для удобства пассажиров — наподобие кольцевого метро в Москве. Такой путь создан, очень много удалось сделать, но много еще предстоит.
В этом проекте две основные составляющие: сама железная дорога и вагоны, в которых ездят люди, а также платформы и так называемые транспортно-пересадочные узлы. В этом соглашении ТПУ отводится большая роль. Один из вопросов сегодняшнего заседания как раз о том, как они развиваются. Можно, например, вместо четырех вагонов, которые каждый день ходят по маршруту, запустить и восемь, но кто ими будет пользоваться, если это неудобно для пассажиров? Поэтому есть еще одна важная составляющая соглашения: нужно, чтобы город подвел к этим платформам автобусные маршруты. Сегодня мы заслушаем министра транспорта и мэра: что выполнено по соглашению, что — нет».
Также Владимир Петрович сообщил о том, что к подписанию на Красноярском экономическом форуме в апреле готовится новое соглашение по развитию проекта, рассчитанное на следующие 4—5 лет.
Опорный каркасВ ходе поездки парламентариям рассказали, что изменилось за прошедшее время в работе проекта, а также показали новые и строящиеся пассажирские платформы.
По словам заместителя начальника Красноярской железной дороги Льва Ткачева, сегодня в Красноярске и до Дивногорска курсирует 30 пар электропоездов. В прошлом году городскими электричками воспользовались 1,3 млн человек — на 75% больше, чем в 2012-м. В проект включено более 20 остановочных пунктов. Так, построены четыре новые остановки для жителей микрорайона Белые Росы, а также на Северном шоссе, на улице Водопьянова и около железнодорожной больницы. В этом году завершается строительство еще трех платформ: на ул. Калинина, у микрорайона Тихие Зори и Бобрового лога. По строительству еще пяти ведутся проектные работы, в том числе по остановке около «Платинум Арены». Общий объем инвестиций, которые планирует вложить в проект железная дорога, составляет 430 млн рублей.
Лев Викторович назвал городскую электричку опорным каркасом для развития транспортной инфраструктуры города. Чтобы обеспечить растущие нужды красноярцев, а также транспортную доступность спортивных объектов во время Всемирной зимней универсиады, нужно строить новые платформы (полноценное внутригородское кольцо должно включать 27 остановок электрички) увеличивать количество поездов (планируется пустить шесть дополнительных). В этом году дополнительная потребность в финансировании на увеличение программы перевозок составит 30 млн рублей. Ткачев попросил депутатов поддержать обращение железной дороги о выделении этих средств, которое было направлено в адрес врио губернатора Александра Усса.
Транспортный узелКак уже отметил Владимир Демидов, в соглашении четко расписаны роли сторон: железная дорога строит платформы и предоставляет подвижной состав, администрация города благоустраивает подъезды к этим платформам, вносит изменения в маршрутную сеть автобусов и троллейбусов и создает ТПУ, органы краевой власти регулируют тарифную политику.
Если с первым и последним все благополучно (отметим, что благодаря изменениям, внесенным в краевое законодательство, стоимость проезда на городской электричке составляет 19 рублей и является самой низкой в стране), то с благоустройством и строительством ТПУ возник ряд проблем. Рассмотрели их на примере платформы Красноярск-Северный. Выяснилось, что остановочный пункт там построен, но добраться от него до ближайшей автобусной остановки практически невозможно.
Министр транспорта Константин Димитров все надежды на улучшение ситуации возложил на три документа, которые сейчас разрабатываются научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта на основе мониторинга миграции населения внутри города. В июле этого года должны появиться программа комплексного развития транспортной инфраструктуры и две комплексные схемы — транспортного обслуживания населения общественным транспортом и транспортного движения в целом.
Также в ходе выступлений министра и главы города выяснилось, что понятие ТПУ в федеральном законодательстве не закреплено и не связано с линейными объектами, какими являются дороги. Кроме того, земля, на которой планируется возводить эти объекты, должна быть в муниципальной собственности, а она практически вся находится в частной. На вопрос спикера Дмитрия Свиридова о том, какие есть предложения по выходу из сложившейся ситуации, Лев Ткачев сказал, что нужно законодательно включить ТПУ в перечень приоритетных инвестиционных проектов. Он же представил собравшимся презентацию проекта строительства и развития ТПУ, разработанную РЖД.
Владимир Демидов подчеркнул, что в комитете отдельно проработают предложения по изменению законодательства, и высказался за то, что на предстоящем КЭФ необходимо подписать два документа: соглашение о дальнейшем развитии проекта «Городская электричка» на последующие годы и отдельно документ, прописывающий этапы строительства и развития ТПУ. Пилотным же должен стать такой узел на станции Красноярск-Северный. И возводить ТПУ должны на основах государственно-частного партнерства.
Свою оценку сложившейся ситуации высказали заместитель председателя комитета Владимир Чащин, депутаты Александр Глисков, Виктор Кардашов и Сергей Попов. Последний, в частности, сказал: «Мы сейчас рассуждаем категориями вчерашнего дня, потому что привыкли, что основной транспорт — автомобильный, а городская электричка остается на обочине. Нужно принципиально пересмотреть подходы и сделать ее главным стержнем, вокруг которого будет строиться инфраструктура».
Электричка набирает оборотыПоследним вопросом в повестке заседания стало участие городской электрички в обслуживании мероприятий Всемирной зимней универсиады. Изначально предполагалось, что доставка спортсменов на соревнования будет осуществляться на автобусах. Средства на их приобретение и обслуживание уже заложены в краевом бюджете.
Городская электричка должна взять на себя перевозку болельщиков. Основными тут станут платформы в районе Бобрового лога, «Арены Север» и «Платинум Арены». Лев Ткачев сообщил, что железная дорога готова к наплыву пассажиров, составлено расписание движения поездов, но на обеспечение перевозок необходимо дополнительное финансирование.
Министр транспорта Константин Димитров подтвердил, что в 2019 году для организации перевозок будет дополнительно выделено из бюджета 2,7 млн рублей.
Отвечая на вопрос Виктора Кардашова о перспективах строительства железнодорожной ветки до аэропорта Емельяново, министр сообщил, что после визита в край Президента РФ Владимира Путина Минтранс России сейчас заново рассматривает этот проект.
В свою очередь председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова поинтересовалась, какую помощь оказывает федеральный центр в вопросах транспортного обеспечения, например, в обновлении парка электропоездов. По словам Льва Ткачева, РЖД изменила свои подходы, при которых расходы на приобретение подвижного состава возлагались на субъекты РФ. В 2016 году в электропоезда для городской электрички было вложено порядка 1 млрд рублей.
Подводя итоги поездки, председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов сказал:
«Совещание считаю очень продуктивным. Оно наглядно показало всю проблематику, связанную с проектом «Городская электричка». Объединение частей транспортной системы, связанной с нашей краевой столицей, очень важно. Пока мы, к сожалению, имеем ситуацию, когда обе работающие системы — железнодорожная и автотранспортная — пока еще не сопряжены. Городская электричка уверенными темпами набирает обороты, за последние четыре года на 75% приросло число пассажиров, перевезли 1 миллион 330 тысяч человек. Но в общем количестве перевозимых в Красноярске пассажиров эта доля остается незначительной.
Сегодня как раз были обсуждены вопросы, которые позволят развить данное направление. Это серьезная инфраструктурная схема, которая работает эффективно и имеет очень неплохие перспективы, включая и экологическую составляющую, потому что электротранспорт не загрязняет окружающую среду. В перспективе она может в десять раз увеличить свою пропускную способность. На контркурсе эти поезда могут постоянно двигаться и тем самым значительно сократить время перемещения горожанина к месту работы или отдыха.
Все то, что происходит в области стратегического развития города, должно, безусловно, учитывать и развитие электрического железнодорожного транспорта. Железная дорога сделала серьезные инвестиционные вложения. Теперь нужны транспортно-пересадочные узлы, которые должны стать комбинацией из автобусных остановок, остановочных пунктов железнодорожного транспорта и другой инфраструктуры. В перспективе значение этой части проекта будет возрастать. Поэтому готовится к подписанию новая редакция соглашения, что позволит краю, городу и железной дороге тратить финансовые средства для того, чтобы эта система развивалась и была направлена не на решение сиюминутных вопросов, а на перспективу, в будущее».
13 марта 2018 г. Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края Пресс-релиз № 144 (10740)