Драка на свадьбе

Портал «Евразия Дейли» опубликовал статью о существовании в Белоруссии двух «политических наций» – собственно белорусов и литвинов.

Те и другие принадлежат к одному этносу, белорусскому, но первые считают себя частью русского мира, зародившегося в Киевской Руси, говорят по-русски, хотя собственно русскими себя не считают, вторые уверены в своем отдельном, «более» западном происхождении, настаивают на особых правах родного языка. Согласно итогам недавнего соцопроса, «русские» белорусы составляют почти две трети населения страны, «литвины» – 27 процентов, однако автор призывает россиян не прекраснодушествовать, поскольку за последними стоят шеренги иностранных НКО, и в подтверждение напоминает об Украине, где меньшая, но организованная и опекаемая часть населения придавила большую. Помимо социологии с политологией есть в статье интересный факт: «СМИ сообщили об инциденте, произошедшем в Барановичах: употребление гостями свадьбы «роднай мовы» вызвало крайне негативную реакцию у большинства присутствующих на праздничном мероприятии, в результате чего дело дошло до драки».
Замечу, что никаких профессиональных националистов в сюжете нет. Это типичный пример вторжения «политики» в обычную жизнь, а заодно опровержение распространенного тезиса о том, что «простые люди завсегда друг друга поймут», потому как «делить им нечего».

Нам такого рода конфликты могут показаться странными только по причине короткой памяти. Двадцать с небольшим лет назад основным сюжетом был выбор между демократами и коммунистами, которые собирались прийти и «вернуть все, как было». Население раскололось в самой опасной пропорции – напополам, Ельцин с Зюгановым шли на выборах ноздря в ноздрю, в одних газетах заклинали против «красно-коричневой чумы», в других грозили оппонентам Колымой и виселицами, которые заработают уже в ближайший понедельник. Говоря высокоумно, тогда конфликтовали две картины мира. Но этот конфликт, так же как на свадьбе в Барановичах, спускался в народную гущу. Во многих семьях стоял лай. Мою однокурсницу отец выгнал из дома. Сосед, не разделявший левых взглядов жены, ушел жить в гараж. Это лишь те примеры, которые задержались в памяти. Наверняка имели место и куда более серьезные распри, включая драки на свадьбах по причине несходства картин мира у гостей.

Потом, конечно, сосед из гаража вернулся, «красно-коричневый» папа принял непокорную дочь и вообще все начало понемногу срастаться, наверное, потому, что надо было жить дальше. Последний крупный жизненный раскол, русско-украинский, происходил уже посредством телефонной связи, соцсетей и «Скайпа», поэтому все обошлось бескровно, но чаще всего – безвозвратно. Те самые простые люди, которым, согласно еще одному искусственному мифу, «наплевать на грязные игры политиков», обрубили все контакты и живут себе, взаимно сожалея о глупости бывших друзей-родственников либо откровенно считая друг друга негодяями. Прошло почти три года, с потерями смирились…

Но наверняка у многих найдется один или несколько персонажей, с которыми не хочется оказаться в одной компании, хотя они денег взаймы у нас не брали, а потом не отдавали, и девушек не уводили, и ложечек не крали. А все та же картина мира виновата.

Вот уже сколько лет говорят нам о национальном согласии, «объединении людей разных убеждений, всех здоровых сил общества», но почему-то строится это согласие на взаимоисключающих точках опоры. Министр культуры Владимир Мединский в своей нашумевшей лекции (и не менее шумной диссертации) увлекательно разоблачает ложь в сочинениях иностранцев о России времен Ивана Грозного. Но разве то, что Горсей, Флетчер и прочие наврали с три короба, и ясно, где и почему наврали, автоматически означает, что царь был «порядочный человек»? То, что в Варфоломеевскую ночь убили народа больше, чем в Новгороде, как-то его оправдывает?

Конечно, министры не просто так выступают с лекциями, и задача Мединского понятна – противостоять «либералистскому» мифу о России, у которой в прошлом, настоящем и будущем – беспросветный мрак. Но абсолютный свет на месте полного мрака – миф, который так же, как предыдущий, не надо понимать. В него надо верить. Показательно, что обе партии обвиняют друг друга в одном и том же грехе – в пресловутом переписывании истории. Попросту если факт не укладывается в ту или иную картину мира, его объявляют фальшивкой (и наоборот – фальшивки, вроде «Протоколов сионских мудрецов» или «Велесовой книги» – фактом), и далее – победы перелицовываются в поражения, герои – в мерзавцев и опять же наоборот. А поскольку для таких вот антагонистических мифологий границы между прошлым и настоящим не существует, возникают странные мозговые конструкции: либералы – предатели, следовательно, Сталин – спаситель страны (аналог «Бандера прийде, порядок наведе»); и Иван Васильевич – тоже великий, уже потому, что Ардов, Сванидзе и Шендерович его не любят. Вся энергия направлена не на поиск точек соприкосновения, а контраргументов. Но мир, разделенный на обители добра и зла, никогда не сойдется – и «драка на свадьбе» неизбежна. Сходятся люди, живые, неправильные, но умеющие хоть немного слушать, понимать и прощать, – но это отдельная тема.

Фото: pixabay.com

 
По теме
На спецоперации погиб мобилизованный из Минусинска Виктор БОРОДИН Фото: администрация Минусинска В ходе проведения специальной военной операции погиб мобилизованный из Красноярского края Александр Тамбовцев.
Комсомольская Правда
В Кежемском районе осудят директора УК за обман Центра занятости и инвалида - ИА Запад24 В Кежемском районе на скамье подсудимых окажется 56-летний директор управляющей компании жилищно-коммунального хозяйства города Кодинска, который умудрился обмануть Центр занятости населения и своих рабочих.
ИА Запад24
false - Газета Тубинские Вести Во многих образовательных учреждениях нашего района прошли мастер-классы, тематические мероприятия.
Газета Тубинские Вести
Неделя детской и юношеской книги 2024 - ЦБС Боготольского района В библиотеках Боготольского района прошло главное событие марта. Книжная неделька 22 марта в Каштановской библиотеке в рамках открытия Недели детской и юношеской книги состоялось знакомство с новинками «Книга для каникул».
ЦБС Боготольского района