Сегодня на заседании комитета по природным ресурсам и экологии (председатель Александр Симановский) депутаты заслушали отчет Счетной палаты края о результатах проверки эффективности использования средств на развитие рыбохозяйственного комплекса Красноярского края.
Текущее состояние этой отрасли характеризуется следующим образом. Водный фонд включает 19 тыс. рек, около 4,1 тыс. озер и пять крупных водохранилищ — Красноярское, Саяно-Шушенское, Курейское, Хантайское, Богучанское.
Реформирование рыбной промышленности в 90-х годах прошлого века повлекло прекращение деятельности 12 рыбозаводов, работавших на сырье, произведенном в Енисейском рыбохозяйственном районе (Диксонский, Норильский, Хатангский, Дудинский, Таймырский, Игарский, Туруханский, Енисейский, Красноярский, Абаканский, Ужурский, Верхне-Енисейский). Причины падения официальной добычи имели в первую очередь экономический характер, связанный с низкой рентабельностью организации рыбного промысла в труднодоступных отдаленных водоемах Севера Красноярского края. Объемы добычи рыбы снизились по сравнению с 1995 годом в 3 раза.
Произошли серьезные изменения в структуре уловов: промысел сконцентрирован на вылове ценных видов рыб (сиговых) на продуктивных и доступных водоемах, на магистральных водотоках (Енисей, Хатанга). Практически полностью отсутствует промысел в бассейне озера Таймыр, реки Оби, Хантайском, Курейском водохранилищах.
По мнению аудиторов Счетной палаты, состояние рыбохозяйственного комплекса края характеризуется низкой организацией промысла, снижением общего вылова и переориентацией промысла на вылов ценных видов рыб. Конечным итогом такой тенденции становится сокращение численности ценных сиговых и лососевых видов рыб, вплоть до возможного введения ограничения промысла (нельма, муксун).
Таким образом, приоритеты государственной политики в области аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства, установленные в федеральных документах стратегического планирования (в частности, обеспечение населения широким ассортиментом производимой в крае рыбопродукции по ценам, доступным для людей с различным уровнем доходов), не нашли отражения в документах стратегического планирования края.
Средства субсидий на компенсацию части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, кормов для рыбы и гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 16,8 млн рублей составляют лишь 5 процентов от заявленной потребности организаций. Проверка использования средств краевого бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственных программ по развитию рыбохозяйственного комплекса, в сумме 36 млн 862,9 тыс. рублей выявила нарушения при их использовании в сумме 21 млн 167,1 тыс. рублей.
При обсуждении этого вопроса обращалось внимание на недостаточность средств на воспроизводство и популяцию рыбы. Председатель комитета Александр Симановский напомнил, что полномочия по этому вопросу в свое время были переданы министерству сельского хозяйства края. Когда будет понятна программа развития этой отрасли, система и направления, тогда и следует говорить о выделении дополнительных средств. Звучали опасения и о том, что рыба уходит. Этому способствует меняющаяся среда обитания из-за Красноярского и Богучанского водохранилищ. Причем никто не проводит по этому поводу никаких исследований. Звучат только слова о том, что надо развивать, увеличивать, способствовать, но какие меры предпринимать, кроме дополнительного финансирования, никто не знает. Председатель комитета проинформировал коллег о том, что будет создана рабочая группа, которая поставит вопрос об изучении меняющейся среды обитания рыб и последствиях складывающей ситуации.
В завершение диалога отчет Счетной палаты края депутаты приняли к сведению.
20 октября 2016 Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края Пресс-релиз № 429 (9706) Фоторепортаж Заседание комитета по природным ресурсам и экологии