В мае 2017 года в суд с иском о защите прав потребителя обратилась жительница Курагинского района, которой по вине туроператора не удалось отдохнуть по путевке за границей.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что женщина заключила с турагентом «Эдем Тур» договор оказания услуг по реализации туристского продукта во Вьетнаме на двух человек, заплатив за 12-дневный отдых 74 тыс. рублей. За три дня до поездки менеджер турагентства направила электронной почтой пакет документов для истицы и ее приятельницы, в том числе авиабилеты с указанием времени вылета чартерного рейса в 5-30 ч. утра. Но время авиарейса было перенесено на 6 часов раньше, на 22-50 ч. предшествующего дня. Лишь за 5 часов до вылета турагент посредством смс-сообщения предупредил туристок об изменениях. Поэтому женщины опоздали на рейс и не смогли воспользоваться туристическими путевками.
Истица направила в адрес турагентства и туроператора «Черное море» письма с требованием возврата уплаченных денег, но претензии в компаниях не удовлетворили.
Установив, что туристка не была своевременно извещена об изменении времени отправления авиарейса, в связи с чем женщина не вылетела к месту отдыха, суд возложил ответственность за причиненный ей вред на туроператора «Черное море». При этом суд указал, что в соответствии с законом (ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта несет туроператор и отвечает за действия (бездействие), совершенные от его имени турагентами в пределах своих обязанностей, поэтому именно компания «Черное море» обязана возместить понесенный истицей ущерб. Вместе с тем, туроператор не представил в суд доказательств, свидетельствующих о том, что турагенту было известно об изменении времени рейса, а предоставленные им сведения о рассылке информации не подтверждали ее получение турагентством.
Кроме того, поскольку права истицы, как потребителя туристических услуг, были нарушены, суд обязал туроператора и турагента выплатить ей компенсацию морального вреда и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
В итоге в сентябре 2017 года Курагинский районный суд постановил взыскать в пользу туристки с ООО «Черное море» уплаченные ею 74 тыс. рублей за путевку, 74 тыс. рублей неустойки за нарушение срока исполнения требований потребителя, 5 тыс. компенсации морального вреда, 76,5 тыс. рублей штрафа (50 % от присужденной суммы) и 7,1 тыс. рублей судебных расходов, а с ООО «Эдем Тур» - 5 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда и 2,5 тыс. рублей штрафа. Всего с компаний было взыскано 244,1 тыс. рублей.
В апелляционной жалобе туроператор просил отменить судебное решение, считая себя ненадлежащим ответчиком и настаивая, что турагентство по электронной почте было проинформировано об измененном графике полетов воздушных судов. Но Красноярский краевой суд отклонил жалобу за несостоятельностью, указав, что доводы ответчика не содержат правовых оснований к отмене постановленного судебного акта, и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Материал подготовлен пресс-секретарем Красноярского краевого суда Натальей Мишаниной, т. 222-57-58.